Парламенты (во Франции)
Парла́менты во Франции, высшие судебные учреждения в 13–18 вв. В 1254 г. Парижский парламент выделился в отдельное ведомство из королевской курии, где проводились заседания суда короля. При Людовике IX Святом, заменившем судебный поединок на право апеллировать к королю (1261), Парламент стал высшей апелляционной инстанцией: в нём можно было оспорить приговоры других инстанций королевского правосудия, а также сеньориальных и церковных судов. Кроме того, Парламент являлся судом 1-й инстанции для принцев крови, пэров Франции и высших чиновников короны. К его компетенции относились также т. н. королевские дела (оскорбление королевского величия, выпуск фальшивой монеты и т. д.). В конце 13 в. местом пребывания Парламента стал дворец на о. Сите в Париже. В 1278 г. оформилась структура Парижского парламента; он состоял из Верховной палаты (проводила судебные слушания и выносила приговоры), Следственной палаты (подготавливала дела для разбирательств) и Палаты прошений (принимала апелляции и рассматривала дела лиц, находившихся под королевской защитой). Для решения уголовных дел создавались комиссии из присутствующих членов Парламента – мирян. В середине 15 в. для этого организована специальная палата (Башня, франц. Tournelle). Во главе палат стояли президенты, во главе всего Парламента – первый президент.
Членами Парламента были знатоки канонического и гражданского права – миряне и клирики, рекрутировавшиеся из среды среднего и мелкого дворянства, а также из неблагородных сословий. Королевский указ 1345 г. отменил правило ежегодного набора на каждую сессию, придав Парламенту характер корпорации численностью в 100 человек. До конца 13 в. проводилось 2 или 4 сессии Парламента в год, затем он стал работать в течение всего года (c 12 ноября до конца августа – начала сентября). Увеличение числа дел, их срочность способствовали возникновению особой палаты, работавшей между сессиями.
Отправление главной функции верховной власти (поддержание мира и порядка с помощью правосудия) обусловило особый статус Парламента, провозглашённого «главной и суверенной курией королевства», представляющей без посредников персону короля. Сами чиновники Парламента ассоциировали себя с членами Римского Сената.
Расширение королевского домена и компетенции королевского суда привело к возникновению Парламента в Тулузе (1443), Гренобле (1453), Бордо (1462), Дижоне (1477), Эксе (1501), Руане (1515), Рене (1554) и других городах. Последним был учреждён Парламент в Нанси (1775). Всего насчитывалось 13 провинциальных Парламентов. Между ними не существовало иерархического подчинения, однако Парижский парламент считался наиболее авторитетным в силу старшинства.
Деятельность Парламента во многом способствовала усилению королевской власти и укреплению её публично-правового характера, ломке сеньориально-вассальных связей, преодолению местного сепаратизма и формированию общегосударственного права. Как главный хранитель интересов короля и королевства, Парламент проверял на предмет законности, регистрировал и оглашал все значимые королевские указы. В случае обнаружения ошибок Парламент мог обратить на них внимание короля (право ремонстрации). Со временем эта функция стала трактоваться членами Парламента как право контролировать и ограничивать законодательную деятельность монарха, что стало источником системного конфликта Парламента с королями при Старом порядке. В период абсолютизма при ослаблении деятельности сословно-представительных учреждений Парламенты присвоили себе право выступать от имени всего общества. Противодействуя попыткам реформ, посягавшим на старинные права и привилегии, Парламенты способствовали падению монархии. Упразднены в 1790 г., в ходе Французской революции 18 в.