Литературный ландшафт
Литерату́рный ландша́фт, одно из основных понятий литературной географии, истоки которой в России восходят к творчеству С. А. Золотарёва. Литературный ландшафт представляет собой разновидность культурного ландшафта, обладающего определённой спецификой. Своеобразие такого ландшафта заключается в том, что его образ устойчиво связан с литературным именем, например пушкинский ландшафт Михайловского, толстовский ландшафт Ясной Поляны или шекспировский ландшафт Вероны (Италия), куда автор поместил своих героев – Ромео и Джульетту (Литературная география России. 2022. С. 261).
В сохранении и развитии литературных ландшафтов России большую роль играет деятельность литературных музеев-заповедников; наиболее известные из них: Михайловское, Ясная Поляна, Тарханы, Шахматово, Константиново, Карабиха, Щелыково, Музей-заповедник М. А. Шолохова в станице Вёшенская.
География и литература: опыт взаимодействия
Тема взаимодействия географии и литературы имеет давнюю историю. Ещё в начале 20 в. А. Гетнер и В. П. Семёнов-Тян-Шанский обсуждали роль литературы в географическом исследовании (Геттнер. 1930; Семёнов-Тян-Шанский. 2017). Семёнов-Тян-Шанский в классической монографии «Район и страна», посвящая этому вопросу специальный раздел «География и искусство», писал: «Особенно близка к чисто научному географическому описанию художественная проза. Описание лесостепи Сергеем Аксаковым или Тургеневым, степи – Гоголем или Чеховым производит неизгладимое в чисто географическом смысле впечатление» (Семёнов-Тян-Шанский. 2017. С. 267). Тем самым художественные тексты рассматриваются не только в качестве иллюстративного материала, но и как важный источник информации для географического исследования.
Развивая мысль Семёнова-Тян-Шанского, Ф. Н. Мильков предложил создать новую научную дисциплину – художественное ландшафтоведение, которое должно изучать литературные тексты, произведения живописи и другие направления искусства, репрезентирующие географические ландшафты Земли (Мильков. 1981).
Сходную идею в отношении городских ландшафтов выдвинул Г. М. Лаппо. Он обосновал новое направление общественной географии – литературную геоурбанистику – и выделил три основных направления её развития: города как «литературные гнёзда», города как места литературного действия и литературное картографирование (Лаппо. 1997).
Новые подходы к использованию литературы в географических исследованиях появились в 1990-х гг. Они были связаны с применением метода картографирования литературных текстов на основе использования и анализа топонимического материала литературного произведения. В одном случае такой подход при исследовании «Слова о полку Игореве» позволил реконструировать киевоцентричную картину средневекового русского мира (Ширгазин. 1993), а в другом – построить серию пространственных анаморфоз, характеризующих художественные миры великих русских писателей и поэтов, творивших с 18 по начало 20 вв. (Лавренова. 1998).
В 1990–2000-х гг. важную роль в систематизации литературного материала и его использовании в географических исследовательских и образовательных практиках сыграли литературно-географические хрестоматии, в которых прозаические и поэтические тексты подобраны по страновому и региональному признакам (Хрестоматия по географии России. 1993; О светло светлая земля Русская. Москва, 1997; Максаковский. 2006 и др.).
На рубеже веков в результате культурного поворота в географии роль литературы была переосмыслена (Стрелецкий. 2002). Общественные географы осознали, что литература представляет собой не только важный источник географической информации, но и значимый фактор воздействия на географическое пространство: литературная и связанная с литературой музейная деятельность формирует литературные места и литературные ландшафты, усиливает географические образы мест, создаёт новые бренды регионов и городов, содействует развитию литературного туризма.
Идею литературного ландшафта высказал Ю. А. Веденин (Веденин. 2006). По соотношению мемориального и ассоциативного оснований он выделил мемориальные, ассоциативные и комплексные литературные ландшафты.
Ассоциативными литературными ландшафтами он назвал такие, в которых развит информационный слой, образующийся в результате литературного творчества. Особую ценность, по мнению автора, представляют ассоциативные ландшафты, где сохранились материальные носители информации – природные и культурные объекты, пейзажи, прототипы героев литературных произведений.
В основе мемориальных литературных ландшафтов лежит пространственная биография литератора, иначе – система мест, с которыми он был связан на протяжении жизненного пути.
В комплексных литературных ландшафтах творчество и жизнь творца неразрывны; таким, к примеру, является ландшафт станицы Вёшенская Шолохова или ландшафт Константинова С. А. Есенина.
Пространственная организация литературного ландшафта
В плане пространственной организации литературный ландшафт представляет собой сложный природно-культурный комплекс, состоящий из литературных мест, исторических и природных территорий (Калуцков. 2017).
Основой пространственной организации литературного ландшафта является центральное литературное место, которое прочно связано с именем гения места, например Михайловское в Пушкиногорье. В городских и деревенских литературных ландшафтах таковым является квартира или дом литератора, как правило, имеющие статус музея, а в усадебных ландшафтах – усадьба, вокруг которой обычно организуется литературный музей-заповедник.
Относительно центрального литературного места выстраивается вся пространственная организация литературного ландшафта, возникает и развивается весь ландшафт.
Нередко формируются центры 2-го порядка – другие значимые литературные места, которые задают дополнительные пространственные смыслы, например Тригорское, Петровское и Святогорский монастырь в Пушкиногорье. Часто выделяются литературные места 2-го порядка, которые представляют собой пространство, воспетое литератором; на местности они обычно маркированы специальными знаками с литературными цитатами.
Систему исторических мест литературного ландшафта образуют исторические поселения, городища, сельскохозяйственные угодья, исторические дороги, сакральные места и т. д. В своей совокупности исторические места формируют историко-культурный каркас подлинности литературного ландшафта. По сути, это выраженная в пространстве история края, история, которую гений места знал, переживал и нередко осмыслял в своих произведениях.
Природные территории в пределах литературного ландшафта формируют визуально-пейзажный и экологический фон ландшафта. Он представлен отдельными деревьями и лесными массивами, оврагами, холмами, озёрами, реками и речными долинами, заболоченными участками, другими природными территориями. Роль природных территорий в литературном ландшафте исключительно велика. Эстетическое восприятие природы дополняется новыми образами и смыслами, когда мы узнаём, что «под этим дубом сидел Тургенев» или «это озеро видел Пастернак» (тем более что, как правило, эти природные реалии воспеты гениями места). Помимо эстетики, природа, так же как и система исторических мест, «отвечает» за аутентичность ландшафта. Значение природных территорий в восприятии литературного ландшафта особенно возрастает в тех случаях, когда культурные артефакты, связанные с гением места (здания, сооружения), как, например, в Михайловском или в Шахматове, утрачены.
Сочетание литературных, исторических мест и природных территорий литературного ландшафта образует его неразрывную целостность.
Картографирование литературных ландшафтов
В исследованиях литературных ландшафтов, как и при работах с другими культурными ландшафтами, применим весь спектр методов – от естественно-научных до гуманитарных.
Важное место занимает метод картографирования. В России он был впервые применён Золотарёвым для исследования процесса развития литературно-географического пространства России (Золотарёв. 1916).
Для картографирования литературных ландшафтов используются методы традиционного ландшафтного картографирования, а также другие, например составление карт литературных мест, исторических мест и природных территорий. Такой подход был применён при картографировании ландшафта Пушкиногорья (Литературная география России. 2022. С. 264–269).
При картографировании территории литературного музея-заповедника интерес также представляют прикладные карты, например карты ландшафтных проектов, реализованных музеем-заповедником. Они позволяют понять направления деятельности музея-заповедника по сохранению и развитию литературного ландшафта.
Типы литературных ландшафтов
Всё многообразие литературных ландшафтов можно упорядочить по разным основаниям – географическим, историческим, литературным, мемориальным и собственно ландшафтным; тем самым литературные ландшафты можно различать по форме территории, по времени существования, по сложности структуры, по типу культурной среды, по соотношению мемориального и ассоциативного оснований, по соотношению природно-исторической и литературной действительности, по уровню аутентичности, по числу «авторов» и типу «авторства ландшафта», по роли «соавтора» литературного ландшафта (Калуцков. 2020).
По форме территории литературные ландшафты могут разделяться на два типа – площадные и линейные. В качестве площадных ландшафтов выступают территории с рядом взаимосвязанных литературных и исторических мест и природных территорий. Линейными литературными ландшафтами являются ландшафты исторических дорог, запечатлённые в литературных произведениях (Калуцков. 2017).
По времени существования выделяют ряд – от долго живущих, или «старых», литературных ландшафтов (несколько веков), до молодых, жизненный цикл которых составляет несколько десятилетий. К «старым» относится ландшафт «Юлии, или Новой Элоизы» Ж.-Ж. Руссо, расположенный в г. Веве, недалеко от Лозанны, который герой Н. М. Карамзина обошёл с томиком в руках (Карамзин. 1984).
По сложности структуры ландшафта. В сложных литературных ландшафтах выделяется множество литературных и историко-культурных мест (ландшафт блоковского Шахматова или тургеневского Спасского-Лутовинова). Простые ландшафты включают в себя несколько литературных мест.
По типу культурной среды выделяются городские, усадебные и сельские литературные ландшафты. Примерами усадебных ландшафтов являются Пушкиногорье или толстовский ландшафт Ясной Поляны. Примерами городских ландшафтов могут выступать московский ландшафт «Мастера и Маргариты» М. А. Булгакова или петербургский ландшафт «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского.
По соотношению мемориального и ассоциативного оснований выделяют мемориальные, ассоциативные и комплексные литературные ландшафты (Веденин. 2006). При этом даже для мемориальных литературных ландшафтов ассоциативное начало имеет важное значение. Подобные литературные ландшафты и составляющие их литературные места, связанные с творчеством известного писателя, порождали и порождают развитие литературного туризма.
По соотношению природно-исторической и литературной действительности. В одних литературных ландшафтах природно-историческое окружение выступает в качестве пассивного фона литературной действительности (доминируют литературные образы), в других, напротив, представляет собой активное «действующее лицо». Ландшафт Петербурга во многих произведениях Достоевского относится ко второму случаю.
По уровню аутентичности ландшафта выделяются аутентичные и «новодельные». В подлинных ландшафтах доминируют аутентичные литературные и историко-культурные места; в «новодельных», напротив, уровень аутентичности мест минимален. Многие литературные ландшафты, расположенные в западной части России, в результате революционных и военных катаклизмов утратили целый пласт историко-культурных артефактов. Но в результате грамотной работы музейных работников, реставраторов и ландшафтных планировщиков по восстановлению утраченного эти «новодельные» ландшафты являются не менее привлекательными для литературных паломников.
По числу «авторов ландшафта» различаются монолитературные и полилитературные ландшафты. Монолитературные ландшафты представляют собой «проект» одного литератора, а полилитературные ландшафты сформированы несколькими авторами. Так, Музей-усадьба Батюшковых в Даниловском (Вологодская область) связан с творчеством не только К. Н. Батюшкова, но и А. И. Куприна. Исторические города, особенно столицы, многомерны, поэтому на их основе возникает множество разных литературных ландшафтов (Веденин. 2018. С. 115).
По типу «авторства ландшафта». Одни литературные ландшафты представляют собой продукт всего творчества писателя, как, к примеру, Мещёра К. Г. Паустовского, к которой писатель обращался на протяжении всей своей жизни, находя новые места, новые темы и создавая новые образы. Это – ландшафт, художественно созданный несколькими произведениями писателя. Другие литературные ландшафты воплощены в одной повести или даже в одном стихотворении: в таком случае можно говорить о ландшафте одного литературного произведения.
По роли «соавтора» литературного ландшафта. Все литературные ландшафты, связанные с крупными писателями и поэтами, музеефицированы. Но в одних случаях роль хранителя и ландшафтного планировщика в формировании ландшафта соразмерна роли литератора, в других – его деятельность менее заметна. В первом случае можно говорить о «соавторстве» литературного ландшафта. К примеру, ландшафт Пушкиногорья – это ландшафт не только А. С. Пушкина, но и его «соавтора» С. С. Гейченко, директора пушкинского музея-заповедника. Другой аналогичный пример – литературный ландшафт Вероны: он создан не только гением У. Шекспира, но и талантом Э. Солимани, который в течение двух десятилетий был хранителем одного из самых известных в мире ассоциативных литературных мест – гробницы Джульетты (Калуцков. 2020).