Золотарёв Сергей Алексеевич
Золотарёв Серге́й Алексе́евич [1(13).8.1872, Рыбинск Ярославской губернии, ныне Ярославской области – 1941, по другим сведениям, 1943, место точно не установлено)], основатель российской литературной географии, историк литературы, педагог.
Биография
Родился в семье священника Алексея Алексеевича Золотарёва. Старший брат российского антрополога, этнографа, картографа Давида Алексеевича Золотарёва, заведующего Тургеневской библиотекой в Париже Николая Алексеевича Золотарёва (1877–1915), литературного критика, писателя, религиозного философа Алексея Алексеевича Золотарёва (1879–1950).
Окончил Рыбинскую мужскую классическую гимназию, в 1895 г. историко-филологический факультет Московского университета (ныне МГУ имени М. В. Ломоносова).
В 1895–1896 гг. работал домашним учителем у графа Палена. Затем преподавал русскую литературу в Прибалтийской учительской семинарии в Гольдингене (ныне Кулдига, Латвия), с 1899 г. – в частном коммерческом училище Н. Миронова в г. Рига. Активно участвовал в революционных событиях 1905 г., за что был выслан из Прибалтийского края. С 1906 г. Золотарёв жил в Санкт-Петербурге, преподавал в реальном училище, гимназии, читал лекции по линии Общества народных университетов. Был председателем Петербургского педагогического общества, председателем педагогического съезда имени К. Д. Ушинского (1914). Деятельность съезда вызвала критику со стороны властей, и Золотарёв был уволен из системы Министерства народного просвещения.
После Октябрьской революции принимал активное участие в становлении советской высшей и средней школы. Разрабатывал идею совместного преподавания в школе истории и литературы с привлечением картографического материала и реализовал программу подобного курса. Организовывал и проводил учительские съезды, с 1921 г. преподавал в Петроградском университете (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), выступал с лекциями по педагогике в Рыбинске и других поволжских городах. Золотарёв был одним из организаторов рыбинского землячества в Петербурге, Рыбинского семейно-педагогического кружка (1904–1918), Рыбинского научного общества (1909–1930). Вместе с братьями Алексеем и Давидом участвовал в краеведческих съездах, которые ежегодно проходили в Рыбинске в 1920–1929 гг.
В 1936 г. Золотарёв был арестован, осуждён за антисоветскую агитацию и сослан в Вологодскую область, где умер в 1941 г. (по другим данным, в Ухту, где умер в 1943). Реабилитирован в 1990 г.
Научная и педагогическая деятельность
Золотарёв занимался вопросами преподавания русского языка и литературы, истории педагогики в России и на Западе, чему посвящены его труды: «О преподавании родного языка и литературы» (1909) «Очерки по истории педагогики на Западе и в России» (1910). Ещё одна важная тема исследований – история русской литературы, в частности древнерусской. Он опубликовал историко-литературные очерки о А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, других известных писателях, работу о своих земляках – писателях-ярославцах (Золотарёв, 1909, 1911, 1920, 1924). Однако ключевыми научными трудами стали «Синхронистическая диаграмма по истории русской литературы и историко-литературная карта России (1661–1904)» (1916) и «Литература в цифрах и схемах» (1929).
Характерной чертой научного творчества Золотарёва является систематизация материала в виде таблиц, схем и графиков, например «Историко-литературные хронологические таблицы» в работе «Общедоступные очерки по истории русской литературы» (1924). Терминологически таблицы и схемы присутствуют в названиях его ключевых научных работ. Такой подход позволил формировать обширные базы данных и выявлять исторические и географические особенности развития литературного процесса в стране.
Другой важной особенностью научного таланта Золотарёва была комплексность, что позволило ему создать основы нового междисциплинарного направления – литературной географии, развивающейся на стыке географии и литературоведения. Ему был свойственен поиск новых – невербальных – средств репрезентации материала, одним из которых явилась географическая карта. Среди других невербальных средств – привлечение в качестве иллюстраций к литературным текстам изображений скульптуры и живописи, как в одной из работ: «Теория словесности, иллюстрированная снимками с произведений архитектуры, скульптуры и живописи» (1911), что актуально и ныне.
Использование новых, нестандартных методов привело Золотарёва к вопросам географии и картографии, что позволило получить новую – пространственную – интерпретацию истории русской литературы. Золотарёв первым в России применил метод литературного картографирования к анализу процесса развития российского литературного пространства. На основе большого статистического материала (225 имён из 44 губерний) он составил карту мест рождения российских писателей, творивших с середины 17 по начало 20 вв. Параллельно с картой составлена синхронистическая диаграмма (график с изображением годов жизни писателей, выдающихся историков литературы и литературных критиков), на основе анализа которой он выделил 3 периода в развитии русской литературы.
Золотарёв разработал методологию пространственного анализа литературно-географического пространства и использовал её при анализе составленной карты. В исследовании 1916 г. она опирается на учёт числа, плотности и пространственного распределения мест рождения писателей. Применительно к новому предмету в тексте и на карте использовался геологический термин «месторождение» – «месторождение писателей».
Отмечая особенности литературного пространства России, Золотарёв называл Москву «центральным гнездом» и «колыбелью» шестой части (точнее 18 %) российских писателей и поэтов, другим литературным центром – Санкт-Петербург (8 % общего числа литературных деятелей).
В 1920-е гг. Золотарёв продолжил литературно-географические изыскания, существенно расширил базу данных (рассмотрены и систематизированы биографии 896 литераторов) и под влиянием антропогеографических идей В. П. Семёнова-Тян-Шанского, Л. С. Берга, П. Н. Савицкого усилил методологию её интерпретации, откорректировал периодизацию активности литературного творчества и расширил применение картографического метода в обобщении историко-литературного материала. Итогом стала «Литература в цифрах и схемах».
При этом он развил методологию пространственного анализа, делая его комплексным географическим. Выявляя регионы литературной активности, богатые талантливыми уроженцами, Золотарёв объясняет данный феномен природными, историческими, хозяйственными и культурными особенностями территорий. Этот подход он назвал «антропогеографией даровитости». По его мнению, не количество, а качество населения определяет интенсивность литературной жизни. К концу 19 в. городское население составляло 20 % населения страны, но при этом столицы, губернские и крупные уездные города «дали» половину всех писателей.
В качестве основных географических факторов, влияющих на интенсивность жизни в данной местности, а следовательно, на потенциальную возможность появления таланта, он рассматривал торгово-промышленную активность, расположение на водных путях, древность основания и богатство памятниками и историческими воспоминаниями, красоту местоположения, наличие культурных и природных границ. Обобщая антропогеографический подход, он облекает его в яркую литературную формулу: «Где больше жизни, там звучнее поэзия». Золотарёва интересовала прежде всего роль места в творчестве гения: «Территория в сильной степени определяет характер понятий, образов и слов у писателя с самого важного периода жизни – с детства и отрочества, когда первые случайные мотивы его будущих произведений уже проносятся в его творческом воображении. …писатель… соединяет и воплощает в своих образах те черты, которые раздельно в разное время выступали… в среднем типе его родины» (Золотарёв. 1929. С. 28).
На сводной литературной карте Золотарёв подытожил результаты историко-географического анализа пространственного развития русской литературы. Значительный интерес представляет объяснение литературно-географических «провалов», особенно для некоторых исторических регионов. Золотарёв на основе количественных критериев впервые выполнил литературно-географическое районирование России. В результате историко-географического исследования и картографического анализа выявлены важнейшие литературные центры и провинциальные ареалы литературно-географического пространства России и прослежена их временна́я динамика.