Литературная география
Литерату́рная геогра́фия, междисциплинарное научное направление, изучающее влияние географического пространства на литературу и воздействие литературы на географическое пространство. Представляет собой один из разделов культурной географии и географии искусства. Вместе с тем на неё также оказывают влияние литературоведение и культурология.
История развития литературной географии в России тесно связана с историей антропогеографии, этнической географии и культурной географии: взлёт направления, который приходится на 1910–1920-е гг., сменяется провалом в 1930–1970-е гг. и возрождением в 1980–1990-е гг.
В начале 20 в. среди теоретических инноваций для развития литературной географии важную роль сыграли представления Н. К. Пиксанова о «литературных гнёздах» (1928), градоведческие разработки Н. П. Анциферова, увязывающие литературные образы и имена писателей и поэтов с определёнными местами – концепция «гения места» (1991), идея П. Н. Савицкого о «поэтической колонизации» и его представление о «местодействии в литературе» (публикация 2011).
Особая роль в начале литературно-географических исследований в России принадлежит литературоведу С. А. Золотарёву, который создал источниковую базу, включавшую почти 900 литераторов, и первым в России использовал метод литературного картографирования (1916). Золотарёв составил серию литературно-географических карт и на основе их анализа выявил структуру литературно-географического пространства России и его пространственно-временную динамику с 17 по начало 20 вв. (1929).
В развитии современной литературной географии важную роль играют пограничные исследования гуманитарных наук, в частности такие разработки, как идея регионального текста В. Н. Топорова (1995) и теория хронотопа М. М. Бахтина (1975). Значимой методологической разработкой в литературной географии явилось исследование Ф. Моретти, увязывающее жанровые пространства европейской литературы с пространством географическим.
Однако в большей степени литературная география испытывает методологическое воздействие со стороны культурной географии: оно проявляется в разработке теоретических представлений о литературном месте, литературном ландшафте, литературном регионе, географическом образе, в решении вопросов литературного картографирования и литературно-географического районирования.
Под литературным местом понимается ареал литературно-географического пространства, образ которого связан с определённым литературным именем. Выделяются 3 типа литературных мест: мемориальные, ассоциативные и комплексные (Ю. А. Веденин). Мемориальные места связаны с жизнью писателя. Под ассоциативными понимаются литературные места, получившие поэтический или прозаический образ. К комплексным относятся такие литературные места, в которых невозможно разделить жизнь и творчество литератора, к примеру «нехорошая квартира» М. А. Булгакова. Отдельно выделяются полилитературные места, с которыми связано творчество не одного, а нескольких авторов. Литературные музеи, как правило, создаются на основе мемориальных и комплексных литературных мест.
Литературный ландшафт представляет собой разновидность культурного ландшафта, обладающего определённой спецификой; это сложный природно-культурный территориальный комплекс, состоящий из литературных мест и нелитературных (исторических, природных) территорий (В. Н. Калуцков). Литературные ландшафты в их многообразии различаются по форме территории, по времени существования, по сложности структуры, по типу культурной среды, по соотношению мемориального и ассоциативного оснований, по соотношению природно-исторической и литературной действительности. Основой пространственной организации литературного ландшафта является центральное литературное место, которое прочно связано с именем «гения места», например Михайловское в Пушкиногорье. Оптимальной формой сохранения и развития литературного ландшафта является литературный музей-заповедник.
Новый подход в исследованиях литературных образов территорий предложил Д. Н. Замятин. Одной из составляющих его теории является репрезентация в виде образно-географической карты региона или города.
Среди наиболее развитых направлений литературной географии – комплексное исследование и интерпретация литературных путешествий, или травелогов. Разработана географическая методика изучения литературных путешествий (Калуцков), создана культурно-географическая типология литературных путешествий (Веденин). Одно из самых известных литературных путешествий России – путешествие А. Н. Радищева – способствовало реализации фундаментального общественно-географического проекта «Путешествие из Петербурга в Москву: 222 года спустя», посвящённого вековым изменениям межстоличных ландшафтов.
Важную роль в систематизации литературного материала и его использовании в исследовательских и образовательных практиках играют литературно-географические хрестоматии, в которых прозаические и поэтические тексты подобраны по региональному признаку (Хрестоматия по географии России, 1993; «О светло светлая земля Русская…», 1997 и др.).
Литературное картографирование – важный раздел литературной географии. Выделяются 2 уровня картографирования: литературное картографирование текстов и картографирование территорий – литературных мест, ландшафтов, регионов, отдельных стран. Первый уровень представлен картами-репрезентациями, включая такие, как карты-иллюстрации литературного произведения, в которых нередко художественный аспект преобладает над географическим, и карты художественного мира писателя.
Литературное картографирование территорий включает такие типы аналитических и синтетических литературных карт, как карты-обзоры писателей, связанных с территорией, карты литературных образов территории, карты литературных мест территории, включая как ассоциативные (художественные) места, так и мемориальные, связанные с жизнью литератора, карты литературных маршрутов по территории. Определённый интерес представляют карты-геобиографии писателя, на которых отображаются литературные места и маршруты его жизненных и литературных путешествий.
Наряду с традиционными картами составляются карты-анаморфозы, электронные карты, включая интерактивные литературные карты.
Литературное атласное картографирование представляет собой более высокий уровень литературного картографирования. Один из первых литературных атласов – Литературный и исторический атлас Европы, создал и опубликовал в 1910 г. британский географ Дж. Дж. Бартоломью. Атлас включает такие типы литературных карт, как карты литературных путешествий, карты литературных регионов и карты мемориальных мест отдельных писателей.
В начале 21 в. в США опубликованы научно-популярные литературные атласы (Harmon D., DeGraff A.; Lewis-Jones H., Pullman P.), созданы интерактивные атласы с использованием ГИС-технологий, например Электронный литературный атлас Ирландии, Литературный атлас Европы (Piatti B.).
В России наиболее близко к созданию литературного атласа подошла О. А. Лавренова. В приложении к монографии «Географическое пространство в русской поэзии XVIII – начала XX вв.» приводится более 30 литературных карт-анаморфоз, отражающих литературные миры М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, В. Я. Брюсова и других великих русских поэтов. Несколько литературных карт представлено в Национальном атласе России (том 4).
Первый литературный атлас России опубликован в 2022 г. В нём представлена карта литературно-географического районирования России, карты и характеристики основных литературных регионов страны, карты и описания избранных литературных путешествий, карты литературного ландшафта Пушкиногорья, свыше 600 справочных текстов о важнейших литературных местах и литераторах России.
Среди прикладных литературно-географических исследований наиболее актуальны работы, связанные с географическим образованием, вопросами брендирования мест и регионов, развитием литературного и других видов туризма.