Качины
Качи́ны (бирм. ဂျိန်းဖော; кит. 景颇, пиньинь jǐngpō; самоназвания – джингпо, чжинпхо, цзинпо), тибето-бирманский народ, основное население национальной области Качин на северо-востоке Мьянмы. Численность 924 тыс. человек (2008, оценка). Живут также на юго-западе Китая (160,4 тыс. человек; 2020, перепись; главным образом Дэхун-Дай-Качинский автономный округ на юго-западе провинции Юньнань) и северо-востоке Индии (сингпхо; штаты Ассам и Аруначал-Прадеш; 7 тыс. человек). Говорят на языках лу-качинской группы тибето-бирманских языков, в Индии также на ассамском языке, в Китае также на китайском и шанском языках. Язык цзинпо (качинский) служит языком межэтнического общения. Созданы письменности на основе латинского алфавита; в Мьянме на цзинпо ведётся преподавание, выпускается пресса, ведутся радиопередачи. В Индии входит в группу адиваси. В общность качинов включаются также другие говорящие на лоло-бирманских языках народы (т. н. малые качины) национальной области Качин и автономного округа Дэхун: цайва (цзайва, аци, зи; свыше 100 тыс. человек в Китае и свыше 30 тыс. в Мьянме), мару, или лансу (самоназвание – ланъэ; свыше 100 тыс. человек в Мьянме и около 30 тыс. в Китае), чашань (самоназвание – лаци; свыше 30 тыс. человек в Мьянме), ачанг (около 30 тыс. человек в Китае и около 2 тыс. человек в Мьянме) и др. В основном придерживаются традиционных верований, есть буддисты и христиане.
Предки качинов начали движение с восточной части Тибета в 8–9 вв., появились на современной территории в 13–17 вв. В 17–19 вв. качины взимали дань с шанов и мьянма, живших в верховьях Иравади, и облагали поборами караваны на пути в Индию и Китай. Делились на знать (в Мьянме – гумса, в шанских областях – дува, в Китае – шаньгуань и сувун), свободных общинников (гумлао) и рабов. Служили в английских колониальных войсках. В 1948 г. образована национальная область Качин, в 1960–1990-х гг. фактически независимая от правительства; действуют Организация независимости Качина и её вооружённое формирование – Армия независимости Качина. В 1999 г. создана Национальная организация качинов.
Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Азии. Общинные поля расчищаются подсечно-огневым способом с помощью ножа (да), который служит также боевым оружием; обрабатываются мотыгой. Практикуют также заливное рисоводство, в том числе на террасных полях, принадлежащих в основном знати. Выращивают рис, кукурузу, бобовые, кофе, чай, сахарный тростник, тыквы, сезам, джут, хлопок, лаковое дерево. Разводят быков и буйволов, свиней, домашнюю птицу. Сохраняются охота и собирательство. В Мьянме многие работают в промышленности, на плантациях и лесоразработках. Развиты ткачество и плетение циновок (среди женщин), кузнечное и ювелирное дело (среди мужчин).
Традиционные поселения были окружены частоколом, включали от 3 до нескольких десятков свайных домов с открытой террасой, продольным коридором и выходящими на него комнатами. Дом имел общий (с торцовой части), боковые (с террасы), гостевой (для гостей взрослых дочерей) входы и «дверь духов» (ею мог пользоваться только шаман); у противоположной от общего входа стены находился алтарь – очаг, зажигавшийся во время жертвоприношений. Между сваями держали скот, ткацкий станок. Одежда из шерсти или хлопка (праздничная – из покупного плюша или бархата), тёмных цветов: куртка, тюрбан, у женщин – запашная юбка, обмотки на ногах, у мужчин – штаны, пояс-кушак, сумка через плечо на левом боку. Мужчины и женщины носят браслеты и шейные гривны, женщины – пекторали из серебряных бляшек, на бёдрах, руках и ногах – обручи из бамбука и ротанга, окрашенные лаком в красный и чёрный цвета. Женщины носят до замужества короткие, затем – длинные волосы. Современная одежда приближается у женщин – к бирманской, у мужчин – к шанской. Традиционная социальная организация – патрилинейные роды, большие семьи (тхингоо). Существовал кольцевой коннубиум: каждый род получал жён из «рода тестя» (майю) и отдавал – в «род зятя» (дама); у знати в коннубиуме участвовали 5 родов (Лахтау, Марип, Маран, Н’хкум и Лахпай). Предпочитались кросскузенные браки, левират. Послебрачное поселение вирилокальное. Практиковались пробные браки, минорат, брачный выкуп и отработки (от 3 до 9 лет), умыкание, у знати – полигиния. Система терминов родства бифуркативная с генерационным скосом типа «омаха». Сиблинги делятся по относительному возрасту и полу. Традиционные верования – культ духов и предков. Пантеон возглавляется божествами неба (в Мьянме – Мадаи-нат, в Китае – Мудаи) и земли (Шадип-нат). Праздники (манао, мано) сопровождались жертвоприношениями быков и буйволов, черепа которых выставлялись на шестах перед домом и в алтаре. Ранее были известны человеческие жертвоприношения. Существовали различные категории жрецов (дум са, по-китайски – мотоу) – хранителей устной традиции, шаманов, знахарей и знахарок.