Философская полемика между Ланге и Вольфом
Философская полемика между Ланге и Вольфом. На протяжении всей своей жизни И. И. Ланге был ярым сторонником пиетизма и активным его защитником. Бо́льшая часть написанных им сочинений носила апологетический и полемический характер. Одной из мишеней для многолетней критики с начала 1720-х гг. для Ланге становится уже известный к тому времени философ Х. фон Вольф. В философии Вольфа Ланге видел манифестацию всей предшествующей рационалистической традиции Нового времени, в силу чего его критику можно назвать парадигмальной с точки зрения отношения пиетистов к философии Нового времени и немецкого Просвещения.
Поводом к началу полемики между Ланге и Вольфом послужило выступление Вольфа в 1721 г. с публичной речью по поводу вступления Ланге в должность ректора («Речь о практической философии китайцев»). В результате разгоревшейся вокруг этого выступления ожесточённой дискуссии и в первую очередь благодаря усилиям Ланге в 1723 г. прусский король Фридрих Вильгельм I издал указ, согласно которому Вольф должен был в течение 48 часов покинуть Пруссию под угрозой повешения. Возвращение Вольфа в Галле состоялось лишь в 1740 г., после вступления на престол Фридриха II Великого. В 1743 г. Вольф становится ректором университета Галле и остаётся в этой должности вплоть до своей смерти.
«Речь о практической философии китайцев» (1721) отражает нарастающий в Европе интерес к изучению китайской философии, о которой к тому моменту уже имелись некоторые сведения, в первую очередь благодаря стараниям иезуитов-миссионеров, и является значимой вехой в рецепции восточной мудрости. В своём выступлении Вольф продемонстрировал немалые по меркам того времени знания памятников конфуцианской мудрости и подчеркнул достоинства конфуцианской моральной философии, основоположения которой, по мысли Вольфа, по большей части совпадали с его собственными. Основа морали – естественный закон, который доступен разумному постижению человека. Это наглядно демонстрируют китайцы, подтверждая тем самым утверждение о том, что и язычники (т. е. люди, не обладающие верой в истинного Бога) могут быть добродетельны, т. к. и они способны при помощи разума познать естественный закон. Данное выступление Вольфа отражало его взгляды, высказываемые в более ранних его работах, однако содержало в себе некоторые броские высказывания (в частности, сравнение Христа с Конфуцием и Мухаммедом), которые легко были подхвачены и обращены против Вольфа, став основой для обвинений последнего в атеизме и подрыве основ христианской веры. Многочисленные пояснения и оправдания Вольфа, присутствующие как в расширенном издании «Речи» (1726), так и в других его работах, посвящённых рассмотрению предметов естественной теологии и морали, только подливали масла в огонь, давая лишь новые поводы для резких критических выпадов.
Полемика Ланге с Вольфом тянулась более 10 лет и закончилась лишь в 1734 г. с изданием императорского указа, увенчавшего старания набиравшей силу и влияние при дворе партии сторонников вольфианства и запрещавшего Ланге публиковать сочинения, содержащие критику в адрес Вольфа. За это время с обеих сторон вышло множество работ, как самостоятельного характера, так и содержащих отдельные полемические вставки с критикой в адрес друг друга. Несмотря на обоснованность многих критических замечаний Ланге в адрес Вольфа, долгосрочные последствия данного спора негативно отразились не только на самом Ланге, но и на всём направлении пиетизма. В то время Вольф уже был известной во всей Европе фигурой, его изгнание из Галле сделало его ещё более популярным в широких кругах европейских интеллектуалов, представив его как мученика, борца за подлинное просвещение. Пиетисты, напротив, представали в этой полемике в качестве реакционеров, а за Ланге на долгое время закрепилась слава непримиримого религиозного фанатика, плоского и недалёкого мыслителя. Однако современные исследователи склонны отдавать должное историко-философской прозорливости Ланге, подчёркивая обоснованность и корректность целого ряда высказываемых им критических замечаний в адрес вольфианской философии, которые были в дальнейшем подхвачены другими мыслителями. Основная из проблем, обозначенных уже Ланге, – проблема примирения существующей в природе причинно-следственной закономерности и свободы воли человека. Дальнейшее развитие полемика с вольфианством по этому вопросу нашла в философии Х. А. Крузия и И. Канта.