Ланге Иоганн Иоахим
Ла́нге Иога́нн Иоахи́м (Johann Joachim Lange) (26.10.1670, Гарделеген, Саксония – 7.5.1744, Галле, Саксония–Анхальт), немецкий философ и лютеранский теолог, один из наиболее известных приверженцев пиетизма.
Родился в семье уважаемых горожан. Отец, М. Ланге, был членом городского совета. В 1689 г. Ланге начинает своё обучение в Лейпциге, где подпадает под влияние деятеля немецкого Просвещения К. Томазия. Вслед за ним Ланге приходится перебраться в Галле, где Томазий, изгнанный за свои вольнодумные взгляды из Лейпцига, основывает в 1694 г. университет, становясь его первым профессором. Здесь Ланге заканчивает обучение. С 1698 г. ректор гимназии в Берлине (Friedrichswerderschen Gymnasium). В это время Ланге составляет грамматику латинского языка, которая широко использовалась и многократно переиздавалась на протяжении всего 18 в. как на немецких землях, так и за рубежом. В 1709 г. становится ординарным профессором Университета Галле. В 1721–1722 и в 1730–1731 гг. занимает должность ректора Университета Галле.
Был известен как один из наиболее ярых последователей пиетизма, приверженец А. Г. Франке, близкого друга и ученика основателя пиетизма Ф. Я. Шпенера, активно отстаивал основные положения этого направления в спорах как с представителями лютеранской ортодоксии (Валентин Эрнст Лёшер), так и с немецкими просветителями (Хр. Вольф). Ланге сыграл первостепенную роль в деле изгнания Вольфа из Галле в 1723 г., прославившем самого Ланге и всё направление пиетизма как реакционеров и врагов философии и Просвещения. Однако после смерти Фридриха Вильгельма I и вступления на трон Фридриха II, отличавшегося широтой и либеральностью взглядов в делах религии, Вольф в 1740 г. возвращается в Галле. Это событие послужило началом ряда радикальных преобразований в университете Галле, который с каждым годом приобретал всё более отчётливую вольфианскую направленность. Это неблагоприятно отразилось на академической деятельности Ланге.
Ланге – автор многочисленных трудов по теологии, философии, экзегетике, истории церкви. Помимо научных работ Ланге составлял тексты церковных песнопений и гимнов. Наиболее известный из них – гимн «O Jesu, süsses Licht, nun ist die Nacht vergangen». Некоторые из гимнов впоследствии были переведены на английский язык, например звучащий и ныне гимн «O God, what offering shall I give?».
Собственные философско-теологические взгляды Ланге сформулировал уже в ранней и наиболее известной своей работе «Врачевание ума» (Medicina mentis. Berolini, 1704). Впоследствии Ланге опубликовал и другие самостоятельные работы, например «Подлинный срединный путь между заблуждениями отделения от внешней общины Церкви» (Die richtige Mittel-Strasse, zwischen den Abwegen der Absonderung von der euserlichen Gemeinschaft der Kirchen, auch anderer Lehr- und Lebens-Irrungen. Halle, 1712). Бо́льшая часть его сочинений носила полемический характер.
В своих работах Ланге последовательно отстаивает основополагающие для пиетизма положения, основным из которых была убеждённость в испорченности природы человека первородным грехом и невозможности благих дел без обращения и нового рождения. Причиной последних могла быть только божественная благодать, но никак не сам человек. Выделение Бога в качестве источника и инициатора всего благого приводило Ланге к утверждению, что Бог является источником истины. Как и для всех пиетистов, для Ланге была характерна критика аристотелизма и отождествляемой с ним схоластической традиции, в которых усматривали манифестацию католицизма и опасность пагубных влияний на лютеранскую веру.
Центральное положение философии Ланге – разделение учёности на три вида: eruditio solida (подлинная учёность, источник которой – Божественное Откровение), eruditio superficiaria (вторичная, избыточная учёность, представляющая собой осмысление истин Божественного Откровения при помощи света естественного разума), eruditio falsa (ложная учёность). В строгом смысле слова необходим и достаточен для человека лишь первый вид учёности, второй рассматривается как избыточный, к которому человек прибегает только ввиду испорченности своей природы, последний же представляет собой вырождение человеческого разума. Эта классификация лежит в основе критики Ланге философии Нового времени, которая, по его мнению, постепенно от второго типа учёности перешла к третьему, виной чему стала математизация и рационализация. Наиболее яркими примерами этого ложного мудрствования для Ланге были Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц и Вольф.
Наряду с ложной рационализацией и математизацией ещё один пункт критики Ланге в адрес лейбницианско-вольфианской философии – фатализм, который усматривался как в законе достаточного основания, так и в положении о предустановленной гармонии. И то и другое, по мысли Ланге, угрожало свободе воли не только человека, но и Бога, роль которого сводилась к запуску системы, далее функционирующей без него и не подразумевающей никаких отклонений от заложенных в ней закономерностей, в том числе и в виде чудес.