Корби
Корби́ (лат. Corbeia, франц. Corbie), католический мужской бенедиктинский монастырь в честь апостолов Петра и Павла (ныне на территории коммуны Корби, департамент Сомма, Франция), один из центров раннесредневековой книжной культуры.
Основание Корби
Принято считать, что монастырь был основан между 657 и 661 гг. на месте галло-римской виллы и христианского ксенодохия (благотворительного учреждения). Его основателями считаются члены королевского дома Меровингов – Батхильда, вдова Хлодвига II, короля Нейстрии и Бургундии (правил в 638 или 639 – 657), и её малолетний сын Хлотарь III (король Нейстрии и Бургундии в 657–673). По просьбе королевы Батхильды первых монахов в Корби прислал Вальдеберт, аббат монастыря Луксовий. Вскоре в Корби были построены 2 церкви – во имя апостолов Петра и Павла (главная; впоследствии неоднократно перестраивалась: в 11–12 вв. в романском стиле, разрушена в последней четверти 14 в.; в 16–18 вв. в готическом стиле) и во имя святого Стефана (перестроена в 12 в., сохранился раннеготический портал с «Коронованием Богоматери» в тимпане; в 18 в. утратила боковые нефы и трансепт). Вероятно, монахи Луксовия привезли в Корби рукописи, положив начало книжному собранию монастыря. В 664 г. Корби получил от Бертефрида, епископа Амбианского (Амьенского) грамоту, в которой епископ отказался от притязаний на монастырские имения и подтвердил право монахов самостоятельно выбирать аббата (при условии, что тот затем будет утверждён королем). Монахи Корби жили по т. н. смешанному Правилу святых Бенедикта и Колумбана. Одной из основных их обязанностей была молитва за короля и королевство. В 673 г. первый аббат Теодефред стал епископом (скорее всего, Амбианским). Его преемником король Теодорих III назначил Хродегария, а после его смерти (между 673 и 690) разрешил монахам в соответствии с привилегиями избрать нового аббата самостоятельно. Избранный настоятелем Эремберт основал при монастыре школу, в которой кроме монахов могли обучаться и миряне (главным образом дети аристократов, но бедным тоже не был закрыт доступ). Аббат Эремберт установил в Корби практику непрестанного чтения Псалтири, что не согласуется с Уставом святого Бенедикта и, по-видимому, указывает на влияние традиций ирландского монашества (известно, что в 7 в. Корби посещали странствующие монахи из Ирландии). Поскольку аббатство изначально поддерживало тесные связи с другими колумбановскими обителями, в частности, с Боббио, в библиотеке Корби оказались ценнейшие рукописи 5–7 вв., в том числе копия т. н. Устава Учителя (Regula Magistri), который, как считается, был использован при составлении Устава святого Бенедикта; латинский перевод Правил святого Василия Великого, сочинения Тита Ливия, Григория Турского и другие (унциальная рукопись 6 в. из монастыря Виварий, тоже хранившаяся в Корби, ныне находится в России – Российская национальная библиотека. Q.v.I. 6–10).
Корби в эпоху Каролингов
В 739 или 741 г. Гримон, аббат Корби, как посланник майордома Карла Мартелла посетил Рим и вёл с папой Григорием III переговоры о признании Карла королём франков. В 744 г. Гримон был возведён на епископскую кафедру Ротомага (ныне Руан). Вероятно, он поддерживал реформаторские идеи Бонифация (Винфрида), который просил папу Римского пожаловать Гримону архиепископский паллий. При содействии Бонифация в Корби могли попасть рукописи из Нортумбрии, Юго-Западной Англии и Ирландии. В 762 г. Корби вступил в т. н. молитвенное содружество (fraternitas), созданное 22 епископами, 17 аббатами и 5 епископами-аббатами на собрании в Аттиниаке (ныне Аттиньи, департамент Арденны), которые договорились о взаимном молитвенном поминовении. При аббате Маурдрамне (771 – 780 или 781) был существенно расширен монастырский скрипторий. С именем Маурдрамна связано первое датированное свидетельство использования каролингского минускула – 6-томный Ветхий Завет, созданный в Корби в 770-е гг.
Наивысшего расцвета Корби достигло при аббате Адальгарде I (780 или 781 – 814, 821–826), племяннике Пипина Короткого и двоюродном брате Карла Великого. Адальгард пользовался особым доверием со стороны Карла Великого и обладал большим авторитетом при дворе. Около 800 г. по указанию аббата в Корби была построена третья церковь, во имя святого Иоанна Евангелиста (разрушена в 1795). Благодаря дружбе Адальгарда с Алкуином монастырская библиотека пополнилась сочинениями самого Алкуина и его учеников. Между 770 и 830 гг. в монастырском скриптории работали более 100 писцов, к концу этого периода в библиотеке было более 120 рукописей. Вероятно, около 802 г. Адальгард вступил в полемику с Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франкских монастырях. В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальгард доставил в Рим акты Ахенского собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. После смерти Карла Великого в 814 г. по неясным причинам (видимо, из-за дворцовых интриг или династических споров) Адальгард был сослан в монастырь Нуармутье. Преемником Адальгарда I стал Адальгард II (аббат в 814–821), который выступил инициатором основания монастырей в Саксонии для более успешной христианизации этого региона, в частности, обители Корвей. По-видимому, при Адальгарде II в Корби была проведена монастырская реформа в соответствии с указаниями Бенедикта Анианского. На этом основании в 819 г. монастырь был включён в число обителей, которые должны были выплачивать подати и выставлять воинский отряд по требованию короля. В октябре 821 г. на синоде в Тьонвиле (ныне департамент Мозель) Адальгард I получил прощение и вернулся в Корби как аббат. Во время публичного покаяния в Аттиньи (август 822) император Людовик Благочестивый попросил прощения у Адальгарда I и у его брата Валы. Адальгард I реформировал систему монастырского землевладения и служений. В январе 822 г. он издал краткие распоряжения (статуты). По их данным, ресурсы монастыря были рассчитаны на содержание 350 монахов (в реальности их было около 120), 150 пребендариев (из них 19 клириков) и 12 бедняков, что превосходило возможности даже крупнейших монастырей, таких как Сен-Дени близ Парижа и Сен-Мартен в Туре.
Преемником Адальгарда I стал его брат Вала, который первоначально жил главным образом при королевском дворе. В 828 г. на собрании высших церковных иерархов и знати он представил Людовику Благочестивому записку с критикой положения дел в империи. В частности, Вала выступил против поощрения императором вмешательства светских властей в церковные дела, против практики поставления аббатов-мирян и неканонических избраний, против роста влияния придворных капелланов. Вероятно, Вала вместе с Гилдуином, аббатом Сен-Дени, аббатом Элизагаром и епископом Иессеем Амьенским принял участие в мятеже 830 г., поддержав Лотаря I. За это он был сослан в Корби, потом на Женевское озеро, затем в Нуармутье и снова в Корби, но уже как простой монах. В 833 г. он вновь присоединился к восстанию на стороне Лотаря I. Император потребовал от него принести клятву верности, но Вала отказался и отправился к Лотарю в Италию, где был назначен аббатом Боббио.
При короле Карле Лысом, который считал Корби частью своих владений, аббатство стало центром богословских споров – о таинстве Евхаристии (между Пасхазием Радбертом, аббатом Корби с 843/844, и монахом Ратрамном) и о предопределении (в нём участвовали тот же Ратрамн, его друг Готшальк, архиепископ Гинкмар Реймсский, Иоанн Скот Эриугена и др.). Пасхазий Радберт начал в Корби работу над новым каноническим сборником на основе т. н. Испанского собрания (Collectio Hispana). Используя канонические тексты, интерполированные или сфабрикованные Пасхазием, его ученики составили «Лжеисидоровы декреталии», получившие широкое распространение в католическом мире после 850 г. В 846–847 гг. Пасхазий принял участие в совещании епископов в Париже и добился подтверждения права Корби на свободное избрание аббата. В 851 г. с согласия Пасхазия аббатом Корби стал Одон, а Пасхазий (видимо, из-за сложных отношений с Карлом Лысым) удалился на покой в аббатство Сен-Рикье. Одону удалось добиться от папы Бенедикта III привилегии иммунитета (7 октября 855), которая была подтверждена папой Николаем I в 863 г.
Корби в 10–12 вв.
В 881 г. аббатство было разорено викингами. Для защиты от их набегов в 901 г., при аббате Франконе (892–911), с разрешения короля Карла III Простоватого в Корби были построены укрепления (castellum). В это же время монастырь получил право чеканить монету без указания имени правителя. Несмотря на то что в 10 в. в Корби не было столь же выдающихся богословов и подвижников, как в каролингскую эпоху, современники воспринимали монастырь как образцовый. В частности, туда посылали своих учеников для знакомства с чином монастырского богослужения и пения деятели монашеской реформы в Англии Этельвольд и Дунстан. К первой четверти 11 в. в Корби оставалось около 30 монахов; вокруг аббатства сложилось укреплённое поселение – бург. В 1022 г. король Роберт II Благочестивый передал Корби под управление Рихарда, аббата монастыря Сен-Ван в Вердене (ныне департамент Мёз), чтобы обеспечить соблюдение устава. В этот период регион, в котором находилось аббатство Корби, пострадал от эпидемий и голода. В 1026 г. в аббатстве сгорела церковь апостола Петра. Эти обстоятельства способствовали распространению апокалиптических ожиданий накануне 1000-летия Страстей Христовых (1033), когда Корби присоединилось к движению «Божий мир». С разрешения папы Римского Иоанна XIX были открыты мощи святого Адальхарда I, аббатство стало местом покаянного паломничества. Аббат Фульк (1048–1095) попытался освободить монастырь от власти епископа Амьенского. Воспользовавшись тем, что епископ Фульк II не приехал на церковный собор в Реймсе (1049), за что был подвергнут отлучению от Церкви, аббат Фульк получил ординацию от папы Льва IX. Кроме того, он добился от понтифика широких привилегий (18 апреля 1050): полной автономии монастырских владений, освобождения аббата, монахов и связанных с монастырём клириков и мирян от юрисдикции епископа, запрета епископу Амьенскому посещать монастырь и приписные обители (целлы) без приглашения, подтверждения свободных выборов аббата с возможностью апелляции к Папскому престолу (после обращения к епископу Амьенскому и архиепископу Реймсскому, если аббат был низложен). Фульк также получил персональное право ношения далматики и сандалий на торжественных мессах (без возможности передать его своим преемникам). Монастырь обязался ежегодно отправлять эмиссара к папскому двору и предоставлять папе Римскому необходимую помощь. Весной 1065 г. монастырь Корби был принят папой Римским Александром II под защиту, но полную экземпцию (освобождение от юрисдикции местного епископа) даровал только папа Александр III в 1170–1171 гг. В первой четверти 12 в. укрепились связи Корби с Сен-Дени, так что в 1123 г. аббатом Корби стал монах Сен-Дени Роберт, ученик Сугерия и друг клюнийского аббата Петра Достопочтенного. Хотя формального присоединения Корби к Клюнийской конгрегации не произошло, к 1142 г. монахи Корби приняли клюнийские обычаи.
Упадок и закрытие Корби
В 13 в. обострился конфликт между аббатами Корби и коммуной примыкающего к монастырю бурга. Поскольку аббаты поддерживали французских королей в борьбе против Папского престола, то в 1330 г. король Филипп VI Валуа окончательно подтвердил права аббата на бург. В 1402–1406 гг. в келье между контрфорсами церкви Cвятого Стефана с разрешения аббата Корби жила в затворе католическая святая Колетта (1381–1447), впоследствии выступавшая за реформу францисканских обителей и составившая собственный монашеский устав.
В эпоху Столетней войны 1337–1453 гг. контроль над аббатством стал предметом спора между королём Франции и герцогом Бургундии. По Аррасскому мирному договору 1435 г. Корби отошёл Бургундии, но в 1475 г. французский король Людовик XI захватил город. В 1492 г. монастырь и город были оккупированы англичанами. Аббат Пьер д’Отрель (1485–1506) бежал в Париж и вернулся вместе с войсками короля Карла VIII в 1493 г. Он восстановил аббатство и в около 1502 г. заложил новую монастырскую церковь Святого Петра в формах поздней готики (строительство вскоре было прервано и возобновилось лишь в последней четверти 17 в.; окончено в 1740; длина храма составляла 117 м, высота башни над средокрестием – 90 м со шпилем) на месте разрушенного в последней четверти 14 в. храма в романском стиле. C 1522 г. в аббатстве был введен режим комменды. Временному оживлению монашеской жизни способствовало включение Корби в конгрегацию Святого Мавра (1618). В 1636 г. аббатство захватили испанские войска, когда французы после длительной осады вернули контроль над Корби, аббата и монахов обвинили в измене, а библиотеку опечатали. Чтобы предотвратить разорение книжного собрания, мавристы обратились к кардиналу Ришельё с просьбой перевезти самые ценные рукописи в аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже. В 1638 г. около 400 древнейших книг, отобранных монахом Жеромом Ансельмом Ле Мишелем, были отправлены в Париж. В это время началось изучение рукописного наследия Корби, большую роль в этом сыграл маврист Ж. Мабильон, который провёл несколько лет в Корби в качестве насельника.
В 18 в. были полностью реконструированы некоторые здания, в том числе дворец аббата (сохранился парадный въезд в стиле классицизма со скульптурами – персонификациями религии и благотворительности, вторая треть 18 в., архитектор Франсуа II Франк, скульптор П.-Ж. Кристофль). В августе 1790 г. в ходе Французской революции 18 в. остававшиеся в Корби 17 или 18 монахов были изгнаны, церковь передана приходу, а в 1793 г. закрыта. Богослужения возобновились в 1801 г. в часовне при бывшей монастырской больнице; значительная часть зданий аббатства была продана на слом. В 1807 г. муниципалитету было предложено снести оставшиеся строения и расчистить место для нового храма. В 1810 г. произошло обрушение стен и сводов церкви, но проекты реконструкции были отвергнуты из-за дороговизны.
К 1816 г. разобраны трансепт, хор и башня над средокрестием; неф храма восстановили, 8 марта 1818 г. в нём начались богослужения. Однако уничтожение отдельных частей бывшей монастырской церкви продолжалось и после этого (так, в 1822 была снесена одна из капелл).
Корбийские рукописи после закрытия монастыря
Книжное собрание монастыря было разделено между библиотеками Парижа, Амьена и Санкт-Петербурга, отдельные рукописи попали в другие европейские библиотеки. В Санкт-Петербурге оказались рукописи, похищенные в 1791 г. из библиотеки аббатства Сен-Жермен-де-Пре и выкупленные в 1792 г. библиофилом П. П. Дубровским, секретарём-переводчиком русского посольства во Франции, который в 1805 г. передал их в основанное им «депо манускриптов» Императорской публичной библиотеки. Оставшиеся рукописи из собрания аббатства Сен-Жермен-де-Пре, пострадавшего от пожара в 1794 г., вскоре были переданы в Национальную библиотеку в Париже; там же с 1803 г. хранятся наиболее ценные рукописи из оставшейся части библиотеки Корби, в годы Французской революции вывезенной в Амьен. Другие манускрипты в Амьене долгое время хранились ненадлежащим образом, в 1-й половине 19 в. многие рукописи были утеряны; собрание удалось спасти усилиями библиотекаря Ж. Гарнье (1808–1888). Всего сохранилось более 200 рукописей, происходящих из Корби. Основная часть документов монастырского архива находится в архивах департаментов Сомма (Archives départementales de la Somme) и Нор (Archives départementales du Nord).