Пасхазий Радберт
Пасха́зий Ра́дберт (лат. Paschasius Radbertus) (между 785 и 795, Суасон – между 856 и 865, Корби), аббат монастыря Корби, деятель «Каролингского Возрождения», богослов, экзегет, автор первого на латинском языке трактата о таинстве Евхаристии, святой Римско-католической церкви.
Биография
При рождении получил германское имя Радберт. Вероятно, рано осиротел (или брошен родителями), был отдан на воспитание, возможно, в качестве облата, в женский монастырь Девы Марии в Суасоне, который был тесно связан с королевской семьей Каролингов, что открывало возможности для дальнейшей карьеры. Он находился в этом монастыре до 803–804 г., когда император Карл Великий запретил воспитание мальчиков при женских обителях. После этого некоторое время жил в миру, вероятно, при императорском дворе в Ахене, где познакомился с Адальхардом I (умер в 826), аббатом Корби, и его братом Валой, также впоследствии аббатом Корби (умер в 836). Около 812 г. Радберт стал монахом аббатства Корби и в течение многих лет занимался обучением братии Священному Писанию. По его собственному свидетельству, он имел сан диакона (levita), тогда же принял имя Пасхазий, вероятно, в честь диакона Пасхазия, который упоминается в «Диалогах» папы Григория I Великого.
Поскольку Пасхазий Радберт оказался замешан в политической борьбе своей эпохи и вместе со своими аббатами поддерживал противников императора Людовика Благочестивого (правил в 814–840), он сам смог стать аббатом только в конце 843 или начале 844 г. В 846 или 847 г. Пасхазий Радберт принимал участие в церковном соборе в Париже, на котором добился подтверждения привилегий аббатства, в том числе права свободного избрания аббата монахами. В 849 г. вместе с другими участниками собора в Кьерзи он осудил учение Готшалька из Орбе (ум. около 867 – 869). Неясно, послужило ли это обстоятельство непосредственным поводом, но в том же году, уже находясь в ссылке, Готшальк прочитал трактат Пасхазия Радберта «О Теле и Крови Господа» и написал на него 2 опровержения. Возможно, текст этого трактата предоставил Готшальку его друг и сторонник Ратрамн из Корби (ум. около 868), монах Корби. По повелению западнофранкского короля Карла Лысого (правил в 840–877; император с 875) Ратрамн написал одноимённый евхаристический трактат «О Теле и Крови Господа» (около 843, по другой версии, во 2-й половине 840-х гг.). Между 849 и 851 гг. Пасхазий Радберт покинул Корби, оставив пост аббата, и удалился в монастырь Сен-Рикье (около 60 км от Корби, ныне департамент Сомма). Возможно, это произошло по настоянию короля Карла Лысого или из-за конфликта с братией Корби.
Впоследствии Пасхазий Радберт вернулся в Корби, где скончался и был погребён в церкви Иоанна Богослова. 12 июля 1058 г. произошло обретение мощей Пасхазия Радберта и состоялось их перенесение в главную церковь аббатства. Однако его почитание как святого совершалось только в Корби и епископстве Амьен. В Римский Мартиролог память Пасхазия Радберта была включена во 2-й половине 20 в., после реформ Второго Ватиканского собора (1962–1965). День памяти 26 апреля.
Сочинения
Главным богословским сочинением Пасхазия Радберта является трактат «О Теле и Крови Господа». Сочинение было написано между 831 и 833 гг. для Варина, аббата монастыря Корвей, в основании которого Пасхазий Радберт принимал участие. Трактат сразу стал популярен, его копии имелись во многих средневековых библиотеках. В 843–844 гг. была сделана вторая редакция текста, которую Пасхазий Радберт посвятил королю Карлу Лысому в связи с его визитом в Корби и своим избранием на пост аббата. По учению Пасхазия Радберта, та же самая плоть Иисуса Христа, которая рождена Девой Марией, пострадала на кресте и воскресла из гроба, приносится в жертву в таинстве Евхаристии. При этом евхаристические Дары, хлеб и вино, являются знаками (caracteres), похожими на буквы (figurae litterarum), и, подобно буквам, передающим смысл текста, передают Тело и Кровь Христа верующим. Для описания чуда Евхаристии Пасхазий Радберт использовал такие выражения, как «обращение», «освящение», «изменение», «совершение» (разные формы, образованные от латинских глаголов transferri, consecrari, commutari, confici) и даже «сотворение» (от глагола creari), что позволяло ему объяснять неиссякаемость Тела в Евхаристии. Особенностью его подхода было буквальное понимание всех цитат, относящихся к Евхаристии в Новом Завете (прежде всего в Евангелии от Иоанна). Однако использование традиционной патристической терминологии (figura, veritas, sacramentum, mysterium, corpus и др.) не способствовало разрешению ключевых проблем в учении о Евхаристии и быстро привело к новому витку споров. К трактату примыкает «Послание к Фредугарду», который, видимо, был монахом Корби, и содержит дополнительные аргументы в пользу учения о тождестве Тела Христова в Евхаристии и рожденного от Девы, а также призыв не следовать учению Амалария Мецского о трехчастном Теле Христа, которое было осуждено на церковном соборе в Кьерзи в 838 г.
Пасхазию Радберту принадлежат три мариологических трактата, написанных в жанре гомилии (адресованы аббатисе Теодраде, сестре Адальхарда I и Валы, и монахиням аббатства Девы Марии в Суасоне). Развитие учения о приснодевстве и взятии в небесную славу Девы Марии стало прямым продолжением евхаристического спора, в котором основным был вопрос о теле Христа, рождённом от Девы.
Пасхазий Радберт написал ряд экзегетических сочинений: монументальное (в 12 книгах) толкование на Евангелие от Матфея (основанное на его беседах с монастырской братией; над ним он работал большую часть жизни), «Толкование на Плач Иеремии» (видимо, после нападения отряда викингов на долину р. Сены в 845), «Толкование на Псалом 44» (со стиха из этого псалма начинается текст Устава св. Бенедикта, он также использовался в чине посвящения дев), «О благословениях праотцев Иакова и Моисея» (после 853). Между 840 и 856 гг. им был написан нравственно-аскетический трактат «О вере, надежде и любви» для новициев монастыря Корвей.
Важнейшими источниками по истории не только монастыря Корби, но и в целом эпохи правления императора Людовика Благочестивого являются составленные Пасхазием Радбертом жизнеописания аббатов Адальхарда I (написано между 826 и 836) и Валы (1-я книга написана, вероятно, сразу после кончины Валы, 2-я – после 851).