Ратрамн из Корби
Ратра́мн, Ратрамн из Корби (ср-век. лат. Rathramnus, Ratramnus) (ум. около 868, вероятно, Корби), монах-бенедиктинец, средневековый богослов.
Биография
О жизни Ратрамна почти ничего не известно. Кроме заглавий трудов его имя встречается лишь несколько раз у других авторов 9 в.: Гинкмара Реймсского, Лупа из Ферьера (около 805 – 862), Готшалька из Орбе (около 803–807 – около 868–869). Из этих скудных упоминаний, а также из сочинений самого Ратрамна можно лишь в общих чертах восстановить его биографию.
Не ранее 825 г. Ратрамн стал монахом в бенедиктинском аббатстве Корби. Позднее рукоположен в пресвитеры. Возможно, наставником Ратрамна был католический святой Пасхазий Радберт (между 785 и 795 – между 856 и 865, аббат Корби между 843–844 и 849–851). Позднее Ратрамн сам преподавал в монастырской школе Корби. Один из его учеников – Готшальк из Орбе. Вероятно, Ратрамн умер вскоре после завершения последнего из своих сочинений. Труды Ратрамна принесли ему славу влиятельного, но противоречивого богослова.
Сочинения
Все сохранившиеся сочинения Ратрамна были созданы в ответ на вопросы высокопоставленных духовных и светских лиц. В произведениях затрагиваются основные вопросы богословской полемики в империи Каролингов в 9 в.: предопределение, рождение Христа Пресвятой Девой Марией, сущность Евхаристии, исхождение Святого Духа. Датировка и обстоятельства создания многих сочинений Ратрамна остаются спорными. Наиболее раннее из них, «О Теле и Крови Господа» (De corpore et sanguine Domini), было написано в 1-й половине 843 г. как ответ на богословские вопросы франкского короля Карла Лысого (840–877, император с 875). Ратрамн осудил трактовку Пасхазия Радберта, утверждавшего присутствие в Евхаристии «исторического» Тела Христова и материальное превращение в Него хлеба и вина. При этом Ратрамн утверждал, что отрицать присутствие Тела и Крови Христовых в Евхаристии нечестиво. Согласно Ратрамну, в Святых Дарах истинно присутствуют Тело и Кровь Христа, но невидимо, а не на телесном уровне. Хлеб и вино служат только в качестве образа или покрова для свершающегося таинства. Присутствие же в них «духовного» Тела и «духовной» Крови Христовых может быть воспринято очами веры. Это позволяет Ратрамну сравнить Евхаристию с другими таинствами (Крещение, Миропомазание), в которых духовная «Божественная сила» сообщается верным с помощью видимых вещей. Таким образом Ратрамн утверждал реальное, а не символическое присутствие Христа в Евхаристии, но полагал это присутствие «духовным», не изменяющим субстанции хлеба и вина.
В Средние века трактат Ратрамна был известен мало (сохранилось лишь 10 рукописей). Также авторство приписывалось Иоанну Скоту Эриугене. С 9 в. за текстом закрепилась сомнительная репутация с точки зрения принятого христианской Церковью учения.
Вновь трактат «О Теле и Крови Господа» привлёк внимание богословов уже в 16 в. Сочинение Ратрамна было с интересом принято многими деятелями Реформации, которые истолковали этот текст как признание средневековым католическим богословом не реального, а символического присутствия Христа в Святых Дарах. Эта искажённая трактовка идей Ратрамна сохранялась в литературе до 2-й половине 20 в.
Поводом для написания трактата «О предопределении Божием» (De praedestinatione Dei) стал конфликт вокруг идей Готшалька – ученика Ратрамна. Готшальк, основываясь на творениях святого Августина, сформулировал учение о двойном предопределении: одних людей к спасению, других — к осуждению. На Соборах в Майнце (848) и в Кьерзи (849) учение Готшалька было осуждено, а сам он заключён под стражу, продолжая переписку со своими сторонниками. По просьбе короля Карла Лысого в дискуссию был вовлечён Ратрамн, который написал трактат «О предопределении Божием» (849/850), поддержав идею Готшалька о двойном предопределении. Трактат представляет собой комментированную подборку цитат из творений авторитетных западных христианских писателей. Ратрамн доказывает, что Промысл Божий определяет все события в мире, а также рассматривает вопрос о предызбранности праведников и предопределении грешников к наказанию. По мнению Ратрамна, они предопределены к осуждению за грех, но не к самому греху, который совершают по свободной воле. Таким образом, Бог не является виновником греха, тогда как все добрые дела людей и само их спасение следует приписать только Его благодати. Трактат был мало известен в Средние века, сохранилось лишь 2 списка (9 и 10 вв.).
Вероятно, в начале 850-х гг. (предположительно, около 853) Ратрамн написал мариологический трактат «О том, как Христос родился от Девы» (De eo quod Christus ex Virgine natus est). Ратрамн указывает, что подготовил этот трактат для борьбы с распространившимся в Германии еретическим мнением о рождении Христа: якобы Он вышел из лона Богоматери не так, как обычные младенцы, а сверхъестественным образом: «вышел из бока, из живота, из чресл или из верхних частей тела» (Ratramni Corbeienensis monachi De eo quod Christus ex Virgine natus est // Ratramni Corbeiensis Monachi... opera omnia. Paris, 1832. Col. 84). Ратрамн считает, что в таком случае это было бы уже не истинное рождение и Христос не принял бы всех свойств человеческой природы. При этом Ратрамн утверждает, что Пресвятая Дева Мария сохраняла девство «прежде рождения, во время рождения и после рождения» Христа.
Несколько произведений Ратрамна посвящены учению о душе. Одним из вопросов, поднятых богословием осуждённого Готшалька, была проблема «всеобщей души». Карл Лысый, заинтересованный в вопросе, обратился к ряду известных богословов с просьбой о разъяснениях. В ответ Ратрамн написал сочинение «О душе» (De anima), в котором доказывал, что душа бестелесна и не находится в каком-то конкретном месте. Последнее утверждение вызвало резкую критику архиепископа Гинкмара Реймсского, полагавшего, что Ратрамн поддерживает тезис о существовании единой всеобщей души. Трактат сохранился в 2 рукописях (12–13 вв.).
Позднее Ратрамн вернулся к проблеме души, написав «Книгу о душе к Одону из Бове» (Liber de anima ad Odonem Bellovacensem; 863/865). В ней Ратрамн опровергает утверждения не названного по имени оппонента, который пытался доказать наличие общей и единой души. Ратрамн утверждал онтологическое первенство индивидуальных сущностей по отношению к общим понятиям и, таким образом, существование отдельных человеческих душ. «Книга о душе» сохранилась в единственной копии, сделанной в 18 в. со средневековой рукописи, впоследствии утраченной.
Схожие вопросы Ратрамн затрагивал в послании к святому Римберту. В несохранившемся письме Римберт спрашивал у Ратрамна, можно ли считать представителями человеческого рода кинокефалов – псоглавцев. В ответном послании (сохранилось в 1 рукописи 11 в.) Ратрамн указывал на то, что, хотя по мнению церковных авторитетов псоглавцев и следует причислить скорее к животным, те сведения о них, которые сообщил Римберт (что псоглавцы носят одежду, занимаются земледелием, содержат домашний скот и т. д.), заставляют думать, что они наделены разумной душой, а следовательно, принадлежат к человеческому роду.
Позднее (во 2-й половине 60-х гг. 9 в.) Ратрамн адресовал Римберту, ставшему архиепископом Гамбурга и Бремена (865–888), а также Адальгарию, аббату Корвея (856–877), послание о допустимом родстве при заключении брака. По словам Ратрамна, браки родственников до 6-го колена не одобряются, но недействительными считаются только браки родственников до 3-го колена. В ответ на просьбу своего бывшего ученика, Иосифа, Ратрамн составил краткий комментарий на канон Собора в Майнце (852) о наказании женщин, случайно умертвивших во сне своих детей. Последним крупным сочинением Ратрамна стал трактат в 4 книгах «Против обвинений греков, хулящих Римскую Церковь» (Contra Graecorum opposita Romanam Ecclesiam infamantium, ок. 868). Он был написан в рамках полемики между Римской и Константинопольской церквами. В первых 3 книгах он, цитируя Священное Писание, а также творения греческих и латинских отцов Церкви, доказывает, что вера латинян в исхождение Святого Духа и от Отца, и от Сына имеет основание в традиции. В 4-й книге он переходит к рассмотрению обычаев Римской церкви, осуждаемых греками: иные, чем у греков, посты, обычай латинского духовенства брить бороду, дозволение только епископам, но не священникам совершать конфирмацию. Много внимания Ратрамн уделяет защите целибата. Заканчивается трактат провозглашением первенства Римской кафедры по отношению к Константинопольской. Трактат сохранился в 3 рукописях, во всех анонимно. Авторство Ратрамна устанавливается на основании каталога библиотеки аббатства Корби (12 в.).
Не сохранился до настоящего времени трактат Ратрамна о троичности Божества.