C. M. Schröder
C. M. Schröder (Первая российская паровая фортепианная фабрика «К. М. Шредер»; Торговый дом «К. М. Шредер»), до 1910 г. крупнейшая в России фортепианная фирма.
Фирма при И. Ф. Шрёдере (1-я половина 19 в.)
Фирма основана в Санкт-Петербурге Иоганном Фридрихом Шрёдером. До середины 1860-х гг. дата основания указывалась на этикетках как 1816 г., изменена на 1818 г. в связи с установлением официальной даты, когда И. Ф. Шрёдер был занесён в списки петербургской Ремесленной управы как музыкально-инструментальный мастер. С начала 1830-х гг. мастерская была переведена в разряд фабрики, находилась в его собственном доме на углу Вознесенского проспекта и Большой Мещанской (ныне Казанская) улицы и вскоре сделалась одной из ведущих фортепианных фирм Российской империи. В 1834 г. фирма стала поставщиком женских учебных заведений, находящихся в ведомстве учреждений императрицы Марии Фёдоровны. В 1840-е гг. И. Ф. Шрёдер избран главой петербургского фортепианного цеха, а в 1849 г. назначен экспертом клавишных инструментов Всероссийской выставки мануфактурных изделий, которая до этого, в 1829–1845 гг., проводилась один раз в два года в Петербурге, Москве и Варшаве. К началу 1850-х гг. на фабрике работали 40 человек, выпускались рояли, пианино с транспонатором и четырёхугольные фортепиано с клавиатурой и механикой, идентичными концертным роялям. Общее число изготовленных инструментов к концу жизни И. Ф. Шрёдера превышало 3000.
Фирма при К. И. Шрёдере (2-я половина 19 в.)
В 1852 г. фабрика перешла в руки сына И. Ф. Шрёдера, Карла Ивановича Шрёдера: при нём она стала называться C. M. Schröder, были внедрены ранее не производившиеся модели концертных роялей и пианино, а также роялино.
Инструменты пользовались большим спросом: они поставлялись в Придворную певческую капеллу, а также в учебные заведения императрицы Марии Фёдоровны, где их принимал лично инспектор музыки А. Л. Гензельт. С 1860-х гг. фирма сотрудничала с Санкт-Петербургской консерваторией, для которой приобретало инструменты Русское музыкальное общество, а с 1874 г. стала её официальным поставщиком.
К середине 1860-х гг. фабрика C. M. Schröder стала крупнейшей в России, выпустив к этому времени около 5000 инструментов. Музыканты-эксперты, в том числе пианист Т. Лешетицкий, отмечали солидность и тщательность выделки фортепиано, ровное эластичное туше, замечательно полный, певучий, ровный тон роялей и пианино. Усовершенствованный концертный рояль с перекрёстными струнами и механикой двойной репетиции получил высокую оценку Ф. Листа и был отмечен наградой на венской международной выставке 1873 г., значительно превосходя другие российские модели. В результате фирма стала поставщиком германского императорского двора, а К. И. Шрёдер получил в награду Австрийский императорский орден Франца-Иосифа.
В 1873 г. фабрика была перенесена в новый корпус на Петроградской стороне, оснащена паровыми машинами, собственными кузнечно-слесарными, токарными, лакировочными, малярными и другими мастерскими. Вскоре был куплен дом на углу Невского проспекта и Садовой улицы, где был устроен магазин, концертный зал и квартиры для членов семьи Шрёдер. С 1876 г. фабрика получила название «Первая российская паровая фортепианная фабрика К. М. Шредер», и с этим названием пришлось конкурировать братьям Дидерихс, в 1878 г. преобразовавшим ремесленную мастерскую своего отца в фабрику под названием Старейшая российская паровая фортепианная фабрика «Братья Дидерихс».
На Всемирной выставке в Париже в 1878 г. эксперты музыкального отдела, среди которых был Ф. Лист, присудили инструментам фирмы C. M. Schröder золотую медаль, а владелец фирмы был награждён орденом Почётного легиона. В это время на фабрике с 179 рабочими выпускалось по 500 фортепиано в год, все мастера фирмы были обеспечены отдельными трёхкомнатными квартирами со всеми удобствами.
В 1880 г. фирма C. M. Schröder получила звание поставщика российского Императорского двора. На московской Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 г. инструменты Шрёдера участвовали вне конкурса, среди прочих был представлен концертный рояль, богато украшенный резьбой в русском стиле по рисунку архитектора П. С. Бойцова, приобретённый Александром III для дворца в Гатчине. За этот рояль К. И. Шрёдер получил ордена Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени.
Фирма при К. К. Шрёдере (рубеж 19 и 20 вв.)
После смерти К. И. Шрёдера во главе фирмы встал его старший сын Карл Карлович Шрёдер. Под его руководством производство фирмы выросло с 770 до 1200 инструментов в год.
В 1889 г. фирма преподнесла А. Г. Рубинштейну (к 50-летию его творческой деятельности) рояль в русском стиле, изготовленный по рисункам архитектора В. В. Шауба, в дальнейшем получивший высокую оценку К. Бехштейна. В 1891–1917 гг. фирма присуждала ежегодную премию в виде рояля лучшему выпускнику фортепианного отделения Санкт-Петербургской консерватории, в 1914 г. им стал С. С. Прокофьев. В это же время фирма вела переговоры с разными пианистами, в том числе с С. В. Рахманиновым, о предоставлении им статуса «артиста Шредера».
Торговый дом «К. М. Шредер» (1903–1918)
В 1903 г. фабрика перешла в собственность младших братьев К. К. Шрёдера – Иоганна и Оскара (годы рождения и смерти неизвестны), и стала называться «Торговым домом "К. М. Шредер"».
К 1909 г. фирма стала самой крупной в Российской империи, на фабрике трудилось уже 325 рабочих; с момента основания было выпущено более 30 тыс. инструментов. Благодаря высокому качеству шрёдеровских роялей их предпочитали многие известные музыканты, среди них: И. Гофман, Л. Годовский, М. Розенталь, А. Грюнфельд, К. Сен-Санс, В. И. Сафонов, Э. фон Зауэр, Р. Пюньо. Главный магазин фирмы (находился по адресу: Невский проспект, д. 52) постоянно использовался студентами консерватории для репетиций на двух роялях.
К 1912 г. фирма предлагала покупателям 5 моделей пианино и 6 моделей роялей с современными панцирными рамами и механикой двойной репетиции фирмы Schwander. К 1913 г. на фабрике работали 340 рабочих, выпуская ежегодно около 1500 инструментов.
С началом Первой мировой войны немецкие мастера фирмы были арестованы и высланы, предприятие закрылось. В декабре 1915 г. фирма возобновила работу, выпуская до 100 инструментов в год и одновременно занимаясь изготовлением дистанционных и запальных трубок к ручным гранатам, а также паркета. В июле 1918 г. фабрика была национализирована Советом народного хозяйства Северного района Петрограда и переименована в «Первую государственную фортепианную фабрику», c 1920 г. носила имя А. В. Луначарского. В 1924 г. производство было прекращено, оборудование и имущество передано Второй фортепианной фабрике (бывшей фабрике J. Becker). С 1926 г. в здании фабрики «К. М. Шредер» была организована Фабрика щипковых инструментов имени А. В. Луначарского.
Роялями C. M. Schröder пользовались члены царской семьи в период ссылки в Томске и в Екатеринбурге. Судьба роялей Александра III и А. Г. Рубинштейна неизвестна. В советское время значительное количество инструментов фирмы имелось в учебных заведениях и концертных залах страны, находилось в личном владении. Рояль IV модели оказался настолько удачным, что был взят за основу для производства кабинетных роялей фабрикой «Красный Октябрь» (Ленинград) и «Эстония» (Таллин).
Награды
Награды фирмы C. M. Schröder на всероссийских выставках мануфактурных изделий: публичная похвала, 1831; Малая серебряная медаль, 1839; публичная похвала, 1843; публичная похвала, 1861; Малая серебряная медаль, 1865; Государственный герб с надписью «За выставку 1870 г.», 1870; Большая золотая медаль, 1872; в 1882 и 1896 гг. участвовала вне конкурса.
Награды C. M. Schröder на международных выставках: 1870, Кассель, Большая золотая медаль; 1872, Лондон, почётный диплом 1-й категории; 1873, Вена, 1-я медаль «За преуспеяния»; 1874, Неаполь, Большая золотая медаль; 1878, Париж, золотая медаль; 1885, Лондон, золотая медаль; Антверпен, почётный диплом; 1893, Чикаго, 1-я премия; 1894, Антверпен, Гран-при.
Серийные номера инструментов (год – номер): 1850 – 3000; 1865 – 5000; 1888 – 10000; 1900 – 20000; 1909 – 30000; 1918 – 42000.