Консервативный либерализм
Консервати́вный либерали́зм (англ. conservative liberalism), направление либеральной мысли и политической практики, оформившееся в Западной Европе, прежде всего во Франции, в 1-й трети 19 в. В период максимального влияния консервативный либерализм ориентировался на английскую политическую систему как образец устойчивого баланса, позволяющего избежать возврата к революционным потрясениям. Для консервативного либерализма 19 в. характерно противостояние демократическим движениям, утверждение ограниченного доступа к политическому участию граждан и одновременно максимально широкое понимание экономических свобод. В 20 в. понятие консервативного либерализма становится менее определённым, обозначая широкий круг разнородных течений – от акцентирующих важность сохранения традиционных форм социального, политического и культурного порядка до сконцентрированных прежде всего на значимости экономических свобод.
В формировании идейного комплекса консервативного либерализма большую роль в 1800–1810 гг. сыграли Б. Констан и Ж. де Сталь, в частности политические проекты Констана в период «ста дней» Наполеона (1815). Как целостная позиция консервативный либерализм сформировался к началу 1820-х гг., а его сторонники получил наименование «доктринёры». К числу наиболее видных представителей партии доктринёров относят Ф. Гизо, А.-Ф. Вильмена, В. Кузена, О. Тьерри. Идеалом политического устройства для них выступала Великобритания в трактовке «английской конституции», данной Ш. Монтескьё и приспособленной к постреволюционным условиям в комментарии А. Дестют де Траси. Большое влияние на доктринёров также оказали историко-политические воззрения В. Скотта, прежде всего выраженные в «Айвенго» (1819) и ставшие основанием для разработки теории классовой борьбы О. Тьерри и Ф. Гизо.
Суть позиции доктринёров 1820-х гг. заключалась в утверждении итогового постреволюционного компромисса, выраженного в Хартии 1814 г., не дающего победы ни одной из сторон и каждой отводящей своё место. Это понимание вписывается в большую историческую рамку, выраженную, в частности, в курсе лекций Гизо в Сорбонне «История цивилизации в Европе». Согласно этой концепции, движущим основанием европейской истории от падения Рима и до 1814–1815 гг. является раскол на побеждённых и победителей, образовавшийся из племенного различия победителей-германцев и подвластных им местных жителей – бывших подданных Римской империи, затем утративший своё племенное содержание и ставший классовым (сословным). Революция 1789 г. выступает в этой трактовке последним большим столкновением – стремлением третьего сословия утвердить своё исключительное господство, отождествить себя с нацией [отсылка к Э.-Ж. Сьейесу и его памфлету «Что такое третье сословие?» (1789)], исключив из неё 2 первых сословия (дворянство и духовенство). Хартия 1814 г. устанавливала окончательный баланс всех классов, завершая тем самым историю борьбы и создавая на месте классов единую нацию, а реставрация Бурбонов мыслилась как аналог «Славной революции» 1688–1689 гг.
Достигнутый компромисс надлежало защищать и от республиканцев, стремившихся к реализации революционных идей и тем самым исключавших старую знать, и от консерваторов и реакционеров, стремившихся приблизить положение дел к дореволюционному прошлому, и от самого монарха. Восшествие на престол Карла X и попытка пересмотреть ключевые положения Хартии в пользу королевской власти привела к переходу доктринёров в жёсткую оппозицию престолу, а последовавшая Июльская революция 1830 г., утвердившая на престоле боковую ветвь прежней династии и переутвердившая Хартию 1814 г., расширившая избирательное право и признавшая принцип народного суверенитета (отныне король именуется не «королём Франции», а «королём французов»), мыслилась как окончательное завершение революции, утверждение баланса, найденного в 1814–1815 гг., как реставрация – во многом консервативная – принципов, на которых осуществлялось послереволюционное примирение. Отныне не было классов, остались граждане, имевшие равные частные права, а доступ к политическим правам определялся имущественным цензом.
Как для французского консервативного либерализма, так и для связанной с ним традиции характерно сочетание ограниченного доступа к политическому участию (меньшинство активных граждан в сочетании с подавляющим большинством пассивных, не имеющих права голоса, повторяющаяся диспропорция между обладателями пассивного и активного избирательного права) и экономического либерализма, в частности фритредерской политики (неограниченная свобода торговли и невмешательство государства в экономику и предпринимательскую деятельность граждан), активного противодействия любым формам рабочих союзов и ассоциаций.
В период 1830–1848 гг. консервативный либерализм являлся господствующим во Франции политическим течением (в частности, Гизо возглавлял правительство с 1847 по 1848, а в 1840–1848 был министром иностранных дел) и одновременно выступал в качестве привлекательной политической позиции для либерального движения в других странах континентальной Европы как направление возможного развития политической и экономической системы. Революция 1848 г. показала иллюзорность представлений о достигнутом консервативным либерализмом устойчивом равновесии, но на протяжении последующего полувека консервативный либерализм в своей классической версии сохранял интеллектуальное влияние, существенно утратив политическое (в том числе по причине антидемократизма).
Консервативный либерализм трактует вопрос о свободах и правах как сугубо политико-правовой, отрицая совместимость с либерализмом социально-экономических прав, носит последовательно антисоциалистический характер (и в 20 в. сближается с либертарианством, прежде всего в трактовках австрийской школы Л. фон Мизеса и Ф. фон Хайека).
В России из числа политических партий начала 20 в. к консервативному либерализму, как правило, относят «октябристов» и партию мирного обновления, из числа видных политических теоретиков и философов к традиции консервативного либерализма принадлежит Б. Н. Чичерин, в историографии – С. М. Соловьёв.
В 20 в. и в первые десятилетия 21 в. к консервативному либерализму относят разнообразные течения либеральной мысли, с трудом поддающиеся характеристике. Для одной группы, относимой к консервативному либерализму, характерным признаком является следование либеральной трактовке свободы в сочетании с более или менее жёстким отстаиванием принципов экономического либерализма, противодействие государственному вмешательству в экономику (теория свободных рынков); для других – таких как Р. Арон – ключевым будет важность сохранения социального порядка; значительное число относимых к консервативному либерализму течений характеризуются акцентированием значения культурной и религиозной традиций, в частности роли Церкви в политическом и социальном порядке (христианские либералы).