Тег

Жанры драматургии

Жанры драматургии
Найденo 6 статей
Направления, стили, жанры в театре
Комедия дель арте
Коме́дия дель а́рте, жанр итальянского театрального представления, основанный на сценической импровизации с участием устойчивых персонажей (масок). Первые упоминания о представлениях с участием масок восходят к 1550-м гг. Персонажи-маски: слуги – Бригелла, Арлекин, Пульчинелла; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор и др. Комедия дель арте сыграла определяющую роль в формировании профессионального театра в Италии и за её пределами – особенно в Испании и во Франции.
Персонажи комедии дель арте Панталоне, Жиль и Меццетино. Париж, 1804–1814
Термины
Мещанская драма
Меща́нская дра́ма, жанр драматургии 18 в. Воспроизводила серьёзные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера из жизни представителей третьего сословия, которые изображались как поборники добродетели и гуманности. Мещанская драма зародилась в Великобритании (Дж. Лилло, Э. Мур); наиболее известные образцы жанра – «Мисс Сара Сампсон» (1755) и «Эмилия Галотти» (1772) Г. Э. Лессинга; «Побочный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758) Д. Дидро; «Евгения» П.-О. де Бомарше (1767) – подготовили появление в 19 в. социально-психологической драмы. В России к мещанской драме близки пьесы М. М. Хераскова («Друг несчастных», 1774) и М. И. Веревкина («Точь-в-точь», 1774, опубликована в 1785), во многом подготовившие русский сентиментализм. Мещанские драмы создали В. И. Лукин («Мот, любовию исправленный», 1765) и П. А. Плавильщиков («Бобыль», 1792; «Сиделец», 1807), тематикой и бытовым колоритом своих пьес предвосхитившие творчество А. Н. Островского.
Denis Diderot. Le Fils naturel, ou les Epreuves de la vertu, comédie en 5 actes et en prose. Amsterdam, 1757 (Дени Дидро. Внебрачный сын). Титульный лист
Направления, стили, жанры в литературе
Комедия гумора
Коме́дия гу́мора (комедия гуморов; англ. comedy of humours, humour comedy), тип комедии, получивший распространение в Англии 17–18 вв. Комедия гумора формировалась на основе комедии нравов и является её разновидностью. Как жанровая модель начала складываться в пьесах Дж. Чапмена («Веселье странного дня», «An Humorous Day’s Mirth», 1597) и окончательно утвердилась в творчестве Б. Джонсона, обосновавшего понятие «гумор» (англ. humour – расположение духа, настроение, нрав, причуда характера; от лат. humor – жидкость, влага) как важную категорию комического. В прологе к пьесе «Всяк вне своего нрава» (или «Все без своих причуд», «Everyman out of His Humour», 1599, опубликована в 1600) Джонсон объединил медицинское определение гумора как наименования «текучих» элементов организма с актуальными «психологическими» значениями слова: «настроение», «расположение духа», «каприз». Постулируемую античными медиками (в рамках теории темпераментов) связь между избытком одного из жизненных соков и преобладающим состоянием духа Джонсон понимал метафорически. В интерпретации драматурга власть господствующего «настроения» или ведущей черты характера делает этот характер «влажным» – податливым для искушений преобладающей страсти – и превращает в законный объект осмеяния.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Драма рока
Дра́ма ро́ка, трагедия рока (Schicksaldrama, Schicksaltragödie), драматургический жанр позднего немецкого романтизма, в сюжетных коллизиях которого изображается неумолимая сила родового проклятия и беспомощность человека в руках судьбы. Получила широкое распространение в Германии в 1810–1820-х гг. Античная идея рока трактуется как фатальная цепь преступлений и неизбежной кары, переосмыслена в духе католического мистицизма. Страсти, ведущие к искушению и преступлению, показаны как разрушительное начало. Драме рока свойствен мрачный колорит, построенный на мистических совпадениях и кровавых событиях. Первым произведением и образцом этого жанра стала одноактная пьеса Ц. Вернера «24 февраля» («Der vierundzwanzigste Februar», 1810), в которой изображены последствия отцеубийства, погубившие три поколения семьи. В подражание Вернеру А. Мюльнер создал пьесу «29 февраля» («Der neunundzwanzigste Februar», 1812). А. фон Платен высмеял эстетику ужасов драмы рока в комедии в стихах «Роковая вилка» («Die verhängnisvolle Gabel», 1826). Сочетание жестокости и сентиментальности, а также наличие персонажей из народной среды сближают драму рока с французской и английской мелодрамой 1-й половины 19 в.
Литература
Направления, стили, жанры в литературе
Драмолетта
Драмоле́тта (Dramolett), драматургический жанр пьесы-миниатюры. Может быть представлена в виде короткой сценки, монолога, диалога, скетча, одноактной драмы. Отличается сжатым действием, минимальным числом персонажей, неожиданной, иногда анекдотической концовкой, рассчитана на 15–20-минутную постановку (обычно ставится серия миниатюр). Сложилась как самостоятельный жанр к началу 20 в., переняв принципы лаконизма из сценок кабаре, и получила концептуальное решение в литературе неоавангарда. В России А. В. Луначарский обосновал эстетику жанра драмолетты в предисловии к сборнику своих одноактных пьес («Предисловие к драмолеттам», 1929, опубликовано в 1966). Драмолетта популярна в немецкоязычных странах, известность жанру принесли гротескно-пародийные сценки, созданные участниками Венской группы (Г. Рюм, К. Байер). К драмолеттам обращались Т. Бернхард, В. Кофлер, В. Бауэр. В 1994–2016 гг. А. Фиан под определением драмолетты выпустил шесть сборников сценок и скетчей, в основном сатирического характера.
Литература