Клеанф
Клеа́нф (Κλεάνϑης) (около 331/330 до н. э., Асс, Малая Азия – около 232/231 до н. э., Афины), древнегреческий философ-стоик, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы. В молодости был кулачным бойцом и присоединился к школе Зенона уже в зрелом возрасте; вёл аскетический образ жизни. Известны 58 сочинений Клеанфа (сохранилось немногим более 100 фрагментов). Клеанф внёс нечто новое почти во все разделы учения стоицизма. Каждую часть философии он разделил на две: логику – на диалектику и риторику, этику – на этику и политику, физику – на физику и теологию; разрабатывал учение о «впечатлении», которое представлял (как, вероятно, и Зенон) в виде вещественного отпечатка, и специально занимался модальными высказываниями. Клеанф уделял особое внимание космическим процессам (образование мира и его воспламенение, космогонические циклы) и, по-видимому, серьёзно изучал Гераклита. Выступил с критикой Аристарха Самосского, утверждавшего, что Земля вращается по эллиптической орбите. В учении о мировой симпатии Клеанф впервые чётко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами. Клеанф предложил свои аргументы в пользу существования богов: способность души предчувствовать грядущее, полезность окружающего мира, красота и упорядоченность небесных светил и т. д. Верховный бог (Зевс) – душа мира, вездесущий огненный эфир, промыслительно направляющий мировые процессы («Гимн к Зевсу», русский перевод 1998). Аллегория стала у Клеанфа методом включения мифов традиционной религии в пантеистическую конструкцию, в рамках которой отдельные боги понимались как олицетворения различных функций Зевса-пневмы. В этике, возможно, именно Клеанф добавил слова «с природой» в формулу «жить согласно с природой». Учеником и преемником Клеанфа был Хрисипп.