Кипа
Кипа́ (ярмолка, ярмолке, ярмулка; ивр. כיפה; идиш יאַרמלקע), традиционный еврейский головной убор, маленькая круглая матерчатая шапочка, покрывающая темя. Ношение кипы является обычаем, а не религиозным предписанием. В религиозных еврейских кругах кипу рассматривают как головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Богом.
На иврите слово «кипа» означает «покрытие» или «купол». О происхождении слова «ярмолка» существуют разные точки зрения. По мнению ряда специалистов, слово «ярмолка» (или «ермолка») тюркского происхождения, от тюркского ягмурлук – «дождевик» (тур. jağmurluk). Непосредственным источником заимствования считают польское слово jarmułka (шляпа). В народной этимологии это слово связывается с арамейским йарэ малка [«трепет перед царём», в данном случае перед Богом (или с ивр. йерэ ме-элока – «боящийся Бога»)].
В Еврейской Библии (в христианской традиции – Ветхий Завет; в иудаизме – ТаНаХ) и Талмуде нет прямых предписаний покрывать голову. Видимо, в древности, как можно понять из ряда библейских текстов, евреи нередко ходили с непокрытой головой. Возможно, голову должны были покрывать только первосвященники и храмовые священники во время богослужений (в Исх, 28 предписывается коленам, служащим в Храме, надевать головной убор).
В то же время на некоторых ассирийских барельефах, например на стеле царя Синаххериба, изображены пленные евреи в круглых шапочках, напоминающих позднейшую кипу. Обычай покрывать голову для мужчин распространился позднее, а в Средние века это стало обязательным.
В 13 в. в калишском статуте польского князя Болеслава V Стыдливого (1243–1279) упоминается талес, китл и «шапка жидовская» в качестве обязательных элементов еврейской одежды, хотя и неясно, о какой именно шапке идёт речь. В 16 в. ярмолка стала служить еврейским головным убором на территории Речи Посполитой, где тогда проживало наибольшее число евреев.
После разделов Польши на территории Российской империи оказалось очень значительное еврейское население, которое в массе своей сохраняло традиционный образ жизни, в том числе элементы традиционного восточноевропейского еврейского костюма, включая ярмолку.
В словаре В. И. Даля ермолка (с таким написанием) – «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особенно того вида, как на́шивали её евреи».
В Российской империи правительство с 1804 г. предпринимало ряд мер, направленных на то, чтобы евреи отказались от ношения традиционной одежды вне черты оседлости. С точки зрения Комитета для изыскания и определения мер к лучшему устройству евреев (действовал в 1840–1863), кипа была древним польским предметом одежды, который поляки сохранили у евреев для отличия от господствующего народа. В 1835 г. ношение еврейского костюма было запрещено вне пределов черты оседлости (Положение о евреях, параграф 10). В 1844 г. был введён налог на ношение традиционной еврейской одежды (положение «О коробочном сборе с евреев», параграф 10), в 1848 г. – налог на ярмолки, а с 1850 г. предусматривалось полное запрещение еврейской одежды (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 25, отд. 1. Санкт-Петербург, 1851. № 24127. С. 416). Издавались также разнообразные дополнения и пояснения к ранее принятым указам, например, ношение ярмолки и некоторых других элементов традиционного еврейского костюма допускалось только в синагоге. За выполнением этих предписаний должны были следить раввины, которым в случае невыполнения таких указов и постановлений грозили штрафы. Исключение было сделано для лиц старше 65 лет при условии уплаты особого налога; за ношение ярмолки вне синагоги полагалось заплатить от 3 до 5 руб. серебром.
Несмотря на указы и (в Царстве Польском) даже местами личное принуждение, полностью искоренить еврейскую одежду не удалось. При Александре II борьбу с ношением еврейской одежды должен был осуществлять наместник Царства Польского Ф. Ф. Берг, который, однако, медлил с этим, понимая, что выполнение такого постановления будет неизбежно сопряжено с насильственными действиями. В результате отдельные элементы еврейского костюма (включая ярмолку) так и не были до конца искоренены.
В 21 в. элементы восточноевропейской одежды сохранились в ортодоксальных кругах (Израиль, Амстердам, Нью-Йорк и др.). Ортодоксальные евреи носят кипу (а также некоторые другие элементы еврейского костюма: талит-катан, пейсы и бороды), что служит этномаркирующим фактором, а также позволяет различить приверженцев различных деноминаций в иудаизме.
Кипа может быть плоской и плотно облегать голову, а может иметь форму небольшой тульи (10–12 см в высоту). Она может быть сшита из 4 или 6 клиньев. Материалом служат разные ткани: хлопок, шёлк, бархат, иногда замша; она также может быть вязаной из ниток. В прошлом ярмолки шились из парчи, украшались позументом, вышивкой (такие ярмолки обычно надевали по праздникам).
Грузинские евреи носили ярмолки под шапкой, бухарские (среднеазиатские) евреи ярмолки не носили, под шапками они носили тюбетейки, мало отличавшиеся от аналогичных у таджиков и узбеков. С конца 1980-х гг. представители этих этнических групп стали носить кипы.
Ортодоксальные евреи носят кипу постоянно, приверженцы консервативного иудаизма обычно надевают её в синагоге и во время трапезы. В реформистском (прогрессивном) иудаизме ношение кипы не считается обязательным, но в синагоге и во время праздничных церемоний её надевают, причём в некоторых общинах это делают и женщины. Кипу нередко носят под другим головным убором (чаще шляпой).
Существуют различные виды кип / ермолок, они различаются по цвету, размеру и материалу, из которого изготовлены. По виду кипы можно определить деноминацию в иудаизме, к которой принадлежит носящий её человек (а также течение внутри неё). Ашкеназские кипы обычно сшиты из 4 или 6 клиньев ткани, чаще у такой кипы бывает чёрный верх и белая подкладка. Сефарды обычно носят кипы меньшего размера, ярких цветов, они могут быть вязаными и украшенными вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой (штреймл). Многие ультраортодоксальные евреи считают, что покрывать голову только кипой недостаточно и надо, чтобы поверх кипы был надет дополнительный головной убор, а во время молитвы накинут талит. Белые кипы (вайсе ярмулке) часто носят представители некоторых хасидских дворов, особенно брацлавские хасиды, хасиды Ребе Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторые другие. Иногда такая кипа имеет помпончик или кисточку. Последователи движения «Хабад Любавич» носят чёрные шестиклинные кипы. Приверженцы современной ортодоксии (Modern Orthodox) и последователи рава Кука (религиозные сионисты) в Израиле предпочитает вязаные кипы (грубой вязки). Выражение кипа сруга («вязаная кипа») означает принадлежность к религиозным сионистам. Вязанием таких кип занимаются, в том числе, и женщины-палестинки, живущие на Западном берегу реки Иордан.