Пейсы
Пе́йсы (пеот; от ивр. פאה – край; мн. ч. פאות), неподстриженные волосы на висках, традиционный элемент причёски религиозного еврея.
Ашкеназы произносят это слово как «пейс» (на идише); в этой форме оно вошло в русский язык как пейсы. В отличие от обычая (видимо, относительно позднего) покрывать голову, предписание не стричь волосы на висках является именно заповедью, т. е. сакральным установлением.
Запрет стричь бороду и волосы на висках встречается уже в Торе (Пятикнижии Моисеевом) в книге Левит (Лев 19:27): «Не стригите край (пеот) голов ваших кругом, и не порти край [(пеат)] бороды твоей». Однако в римскую эпоху под влиянием римской моды бритьё распространилось среди еврейской знати; о брадобреях упоминает Иосиф Флавий, хотя о волосах у висков не говорит (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVI. 11. 6).
Причёску обычно рассматривают как часть костюмного комплекса; определённому типу костюма соответствует и особая причёска (праздничная, свадебная и др.). Она также имеет семантическую функцию: по причёске или её элементам нередко, особенно в прошлом, можно было определить этническую, религиозную, социальную и иную принадлежность человека. Причёска часто определяется религиозными предписаниями: таковы в данном случае пейсы и борода у религиозных евреев.
С волосами в архаических культурах было связано множество поверий и магических практик. Иногда волосы считали вместилищем жизненной силы человека, и в этом случае их запрещалось стричь или брить из опасения лишиться жизненной силы или здоровья. За причёской (или её отдельными элементами) предписывалось тщательно ухаживать, а срезанные концы волос (если всё же приходилось их состригать), берегли и прятали. Остричь врага во многих культурах значило лишить его жизненной силы: примером служит предание о Самсоне и Далиле (Суд 16–22). Жизненная сила, заключённая в волосах того или иного человека, в ряде случаев могла рассматриваться как источник опасности для остальных. В древности у евреев закон был особенно строг по отношению к назореям (к их числу относился и Самсон), у которых бритва не должна была касаться головы: «Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он: должен растить волосы на голове своей» (Числ 6:5). После завершения обета и сбривания волос их следовало сжечь или предать земле.
Запрет брить волосы у висков (краёв головы), как и другие библейские запреты и предписания (запрет употребления в пищу крови и другие предписания кашрута; запрет шаатнеза – смешения льняных и шерстяных нитей в ткани; предписание носить цицит и др.), вполне справедливо рассматривать в контексте оппозиции чистоты / святости – осквернения / профанности, что должно было резко отделять евреев от окружавшего их населения.
В Талмуде предписание не трогать волосы у висков интерпретируется как запрет стричь волосы на висках до скул (Вавилонский Талмуд. Макот. 20а). В то же время стрижка волос ножницами, а не бритвой была дозволена. Законоучители поясняли, что имеются в виду волосы на висках, которые нельзя сбривать (но нет и предписания их специально отращивать). Поэтому относительно длины пейсов чётких предписаний нет. Согласно Маймониду, для пейсов следует оставлять не меньше 40 волосков, а «Шулхан арух» (с ивр. – накрытый стол; кодекс практических установлений 16 в.) постановляет, следуя Раши, что пейсы должны быть не короче скул. В Каббале предписание носить пейсы воспринималось в мистической перспективе. Ицхак Лурия видел в пейсах мистический смысл, так как числовое значение слов пеа и Элохим (этим словом в Еврейской Библии обозначается Бог) совпадает и равняется 86.
На практике длина пейсов определялась обычаем конкретного места и времени, а не Галахой (нормативное право в иудаизме). Во многих общинах длинные пряди волос у висков носили не только из необходимости выполнения заповеди, но из желания отличаться от окружающего нееврейского населения (что, как было сказано выше, было одной из основных причин запрета стричь волосы у висков). Йеменские евреи пейсы называют словом симаним (на иврите – мн. ч. от симан – знак, т. е. знаки), т. е., признаки, по которым их отличали от окружающих неевреев. Среднеазиатские (бухарские) евреи носили пейсы, называемые дути, которые они закладывали за уши или носили так, чтобы они не бросались в глаза (спускались вдоль бороды).
В Российской империи велась борьба с еврейским костюмом, который, помимо одежды, включал также причёску, в данном случае пейсы. Особенно жёстко велась эта борьба при императоре Николае I. Образованный в 1840 г. Комитет для изыскания и определения мер к лучшему устройству евреев в 1841 г. постановил запретить ношение еврейской одежды, поскольку, как отмечалось, она представляла собой архаический польский костюм, сохранённый для отличия евреев от христиан. Одновременно постановлением Комитета от 6(17) ноября 1845 г. объявлялось, что если евреи носят русскую одежду, то они могут оставить бороды, но должны сбрить пейсы. Указом Николая I от 1(13) мая 1850 г. о воспрещении употребления особой еврейской одежды (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 25, отд. 1. Санкт-Петербург, 1851. № 24127. С. 416) в пределах Российской империи было запрещено носить еврейскую одежду (включая пейсы) начиная с 1(13) января 1851 г. Пояснения к этому указу от 19(31) августа 1852 г. уточняли, среди прочего, что ношение пейсов строго воспрещается. Еврейскому населению Царства Польского запрещалось оставлять не только пейсы, но и более длинные волосы на висках вместо пейсов. Несмотря на различные указы и постановления, на практике многие меры не применялись или применялись ограниченно. В результате отдельные элементы еврейского костюма и причёски (в том числе пейсы) не были до конца искоренены.
В 21 в. элементы восточноевропейского костюмного комплекса, а также причёски (включая пейсы) сохранились в еврейских ортодоксальных кругах, а также в ряде неашкеназских общин, в которых мальчики с 3-летнего возраста носят пейсы, а во взрослом возрасте – бороды. Брить голову и виски запрещается, но можно пользоваться ножницами и электробритвой (которая работает по принципу ножниц). Сторонники разных течений в иудаизме носили бороду и пейсы разной длины. В разных общинах пейсы закручивают вокруг ушей, закладывают за уши и т. п.