Китл
Китл (kittel, идиш קיטל), плечевая одежда у евреев, род халата с длинными рукавами, белого цвета.
В эпоху Второго Иерусалимского храма китл, по-видимому, предназначался для особых случаев: первоначально для встречи Субботы (Шаббата), а позднее и для богослужения во время Судного дня (Йом Киппур) и пасхального седера (трапезы, устраиваемой во время праздника Песах). Китл во многих общинах также стал частью свадебного костюма жениха, при этом во время Шаббата его перестали носить в первые века новой эры.
Символика цвета широко распространена во многих культурах. В Еврейской Библии (Танах) белый цвет (лаван) – это цвет, ассоциирующийся со святостью и чистотой, а также со смертью. В видениях пророков Исайи и Даниила (Ис 1:18; Дан 7:9) белый цвет – это цвет духовной чистоты и небесных одеяний. Он противопоставляется красному цвету (шарлах) – цвету греха: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис 1:18). Белые одежды и волосы у Ветхого днями в видении Даниила: «одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна» (Дан 7:9). В видении Захарии небесные кони – белого цвета (Зах 1:8, 6:3, 6). Белый – цвет одеяний первосвященника в Иерусалимском храме (Исх 35:19; Лев 16:4, 23–24; Иез 42:14, 44:19). Это также цвет царского величия: когда в книге Есфири Артаксеркс демонстрирует своё царское великолепие, среди украшений его семидневного пира присутствуют белые льняные завесы (Есф 1:6), а когда Мардохею воздают почести, он одет в бело-голубую царскую одежду (Есф 8:15).
В Средние века китл упоминается в Калишском статуте (1264) польского князя Болеслава V Стыдливого (1243–1279), в котором определяются права и ограничения для проживающих в его княжестве евреев и в котором в качестве обязательных элементов еврейской одежды говорится о талесе, китле и «шапке жидовской».
В еврейских общинах Восточной Европы китл входил в число свадебных подарков, которые невеста преподносила жениху. После обряда покрытия невесты (прощание невесты с девичеством – ей расплетали и подстригали волосы, она и её подружки плакали, прощаясь с её девичьей жизнью, затем жених входил и покрывал голову и лицо невесты платком, у особенно благочестивых – специальной занавеской парохет, по названию занавеса перед арон кодеш – шкафом в синагоге, где хранились свитки Торы, либо фатой; по мнению ряда исследователей, обряд заимствован евреями у славян) обыкновенно устраивали угощение, а на квартире жениха начиналось посажение жениха (обряд вступления в семейную жизнь), во время которого бадхен (человек, развлекающий гостей во время семейных торжеств), сопровождаемый музыкантами, приносил молодому свадебные подарки: талес и китл. В комплект к китлу полагалась белая ермолка, вышитая серебром в технике «шпанье» или, у бедных, цветными нитками, и специальный белый пояс с серебряной пряжкой. После выполнения всех обрядов, продолжающихся до вечера, друзья жениха одевали его в китл и собирались к хупе (брачный балдахин, под которым происходило венчание). В китл жених был облачён во время самой церемонии бракосочетания.
Китл позднее стали надевать раз в году во время литургии Йом Киппура как знак покаяния и очищения от грехов. Именно в китл облачались прихожане во время церемонии бичевания, происходившей в синагоге во время Йом Киппура: «...старший шамес [служка в синагоге], одетый в китл, с большой плетью в руках, стоял и отсчитывал каждому по сорок ударов. <...> Человек лежал навзничь, в верхней одежде, а шамес порол по плечам – один удар пониже, другой повыше; тот, которого пороли, одновременно каялся в совершённых грехах. Бедняки не сразу удостаивались порки, так как за экзекуцию нужно было ещё хорошо заплатить шамесу...» (Котик. 2009. С. 171–172).
В ряде ашкеназских общин в китл облачался человек, ведущий пасхальный седер. Среди сефардов и восточных евреев подобный обычай был принят далеко не везде, однако бытовал, например, у евреев Марокко. Бухарские евреи тоже надевали на Йом Киппур белый халат, который не имел у них специального обозначения, он назывался так же, как и обычный халат – джома; в этот день женщины также облачались в белое. Белый цвет одеяний во время Судного дня служил также напоминанием о смерти и погребении.
Обычай надевать китл на Йом Киппур сохраняется и в 21 в. в различных еврейских общинах, особенно у ортодоксальных евреев.