Штреймл
Штреймл (штраймл, нем. schtreimel, идиш שטריימל), круглая шапка из лисьих (реже собольих) хвостов, предмет традиционного мужского костюма у евреев Восточной Европы. Изначально эти шапки, как считают некоторые исследователи (Silverman. 2013; Дымшиц. 2018), были установлены для евреев христианскими правителями в качестве позорного отличия от христианского населения (поскольку христиане шапки из хвостов не носили). Согласно одной из версий, во времена изгнания евреев из Испании (конец 15 в.) их хотели унизить, заставляя носить головной убор из меха «нечистого животного» (хвост лисы). Но евреи превратили этот «знак позора» в «знак отличия». По другой версии, меховые шапки и шубы были заимствованы евреями у поляков и служили показателями материального благосостояния их владельца. Со временем в некоторых еврейских общинах штреймл стал частью традиционного хасидского костюмного мужского комплекса (по преданию, основатель хасидизма Баал-Шем-Тов носил штреймл).
В Средние века и в Новое время одежда евреев большинства стран Европы, в том числе Речи Посполитой, в целом испытывала влияние одежды окружающего населения, прежде всего городского. В изданном польским князем Болеславом V Стыдливым (1243–1279) Калишском статуте (1264), определяющем права и ограничения для проживающих в его княжестве евреев, упоминается талес, китл и «шапка жидовская» в качестве обязательных элементов еврейского костюма. Однако неясно, о каком именно головном уборе идёт речь.
К 16 в. сформировался характерный костюмный комплекс восточноевропейского еврея, сочетавший в себе ряд элементов вышедшей из моды одежды польской шляхты. Мужской костюмный комплекс включал шубу с меховым воротником и меховую шапку – штреймл или споден (высокая меховая шапка наподобие боярской; ивр. ספאדיק, сподек), а также некоторые элементы одежды восточных евреев (видоизменённый персидский кафтан – бекеше, капоте), подпоясанный широким кушаком или шнуром. Кроме того, мужской костюмный комплекс включал рубашку, штаны до колен, бархатный жилет (вестл), белые носки, чёрный шёлковый пояс с кистями (гартл). Головными уборами служили ермолка, а также надеваемые поверх неё уже упоминавшиеся круглая меховая шапка (штреймл) или меховой колпак (споден).
Бедные носили штреймлы из необработанных хвостов. Такие шапки были тяжёлыми, можно было посчитать, сколько хвостов пошло на их изготовление. Самые бедные носили штреймлы из овечьего меха. Люди среднего достатка носили штреймлы из лисьих хвостов, а зажиточные и богатые – из собольих. Такая дорогая шапка была предметом гордости женатого мужчины. Её могли позволить себе далеко не все, а только наиболее зажиточные, уважаемые и учёные женатые мужчины, главы общины. Они надевали её по Субботам, праздникам и другим торжественным случаям.
Эти головные уборы претерпевали изменения, в том числе под влиянием своеобразной «моды». Самые скромные штреймлы представляли собой кожаную шапку с обвитым вокруг неё одним лисьим хвостом. Некоторые из них имели 13 хвостов (по счёту 13 мидот рэхамим – мер милости). Некоторые имели 18 хвостов (по гематрии числа חי – жизнь, или 26 – по гематрии одного из имён Господа). В каждой общине существовала своя модель, и по виду штреймла можно было определить, к каким хасидским толкам относится владелец. Наиболее распространённым вариантом была плоская шапка большого диаметра с бархатным или плюшевым верхом, богато отороченным пышным мехом (обычно из лисьих или собольих хвостов). Для каждого хасидского толка был характерен свой фасон.
Некоторые элементы мужского еврейского костюма, считавшиеся наиболее значимыми, передавались от отца или деда к сыну или внуку: «Зипуны и штраймели бывали часто ветхие, перешедшие в наследство от предков, шёлк и бархат от времени утрачивали свой первоначальный цвет – тем не менее, костюмы эти не теряли своей внушительной силы» (Паперна. 2000. С. 36).
В 18 в. в ряде стран среди евреев и неевреев появились проекты реформы еврейской одежды, в частности проекты её упразднения, что вызывало протесты со стороны ортодоксальных евреев, опасавшихся проявлений эмансипации (процесса освобождения евреев от многочисленных правовых ограничений, сопровождавшегося в числе прочего массовой секуляризацией), которая могла повлечь за собой отступничество. Например, во время Польского восстания 1830–1831 гг. евреи, которые хотели примкнуть к польским повстанцам, принимались в гвардию лишь при условии, что они сбреют бороды и откажутся от еврейской одежды. Те, кто отказался от этого, образовали особые подразделения.
В Российской империи принимался ряд постановлений, направленных на ограничение ношения еврейской одежды (или её отдельных элементов) вплоть до её полного запрета. В 1835 г. она была запрещена вне пределов черты оседлости (Положение о евреях, параграф 10; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 10, отд. 2. Санкт-Петербург, 1836. № 8054. С. 310). В Положении о коробочном сборе 1839 г. был установлен налог на шитьё еврейской одежды: верхнего мужского и женского платья стоимостью более 10 рублей. В 1841 г. Комитет для изыскания и определения мер к лучшему устройству евреев (1840–1865) постановил запретить ношение еврейской одежды. С точки зрения комитета, штреймл был элементом древнего польского костюма, который поляки сохранили у евреев для отличия от господствующего народа. Однако это постановление было отложено из-за трудностей его выполнения, но власти стали взимать налог на ношение еврейского платья, от которого были освобождены лица старше 60 лет. Затем в Положении о коробочном сборе 1844 г. уточнялись суммы налога на ношение еврейской одежды.
Полный запрет на ношение еврейской одежды на всей территории Российской империи с 1(13) января 1851 г. был введён указом императора Николая I от 1(13) мая 1850 г. (Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 25, отд. 2. Санкт-Петербург, 1851. № 24127. С. 416). В пояснении к этому указу от 19(31) августа 1852 г. уточнялось, что «всякое различие в еврейской одежде с коренными жителями должно быть уничтожено» (цит. по: Еврейская энциклопедия. 1912. С. 48). Для населения Царства Польского также было указано: «Воспрещенною одеждою считаются: мужскою – шёлковые, прюнелевые капоты, пояса, шапки меховые и другие, без козырьков, исключительно еврейского покроя, ермолки, короткие панталоны и башмаки…» [Материалы Комиссии по устройству быта евреев (по Царству Польскому). 1874. С. 180].
Подобного рода постановления часто не выполнялись или выполнялись частично. Так, Александр II поручил наместнику Царства Польского графу Ф. Ф. Бергу привести в исполнение законы о ношении еврейской одежды; однако Берг медлил с этим, понимая, что осуществление подобного поручения может потребовать насильственных действий. В декабре 1870 г. этот вопрос рассматривался Государственным советом и министр народного просвещения граф Д. А. Толстой обратил внимание на то, что традиционное еврейское платье исчезнет по мере распространения просвещения, поэтому нужно принять меры к насаждению общего образования среди евреев Царства Польского. Кроме того, чтобы ослабить неблагоприятное впечатление, которое должны были произвести меры по запрету ношения еврейской одежды, Государственный совет предоставил наместнику Царства Польского назначить сроки для донашивания еврейского платья. В результате подобной непоследовательности некоторые элементы традиционного еврейского костюма, включая штреймл, сохранялись в Российской империи до 1917 г.
В 21 в. штреймл, отороченный чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, продолжает быть частью праздничного костюмного комплекса в некоторых ультраортодоксальных общинах в Израиле и других странах (США, Нидерланды). По его виду можно определить, к какому направлению в хасидизме относится владелец. В настоящее время насчитывается множество разновидностей штреймлов, они служат хасидским парадным головным убором, надеваемым по Субботам, праздникам, на свадьбы и другие важные церемонии. В повседневной жизни штреймл заменила чёрная шляпа.