#Техники декоративно-прикладного искусства
Техники декоративно-прикладного искусства
Тег

Техники декоративно-прикладного искусства

Техники декоративно-прикладного искусства
Найденo 16 статей
Злата Ольшевская. Шаль «Серебряная музыка». 1987
Промыслы, ремёсла, занятияПромыслы, ремёсла, занятия
Павловские платки
Па́вловские платки́, традиционный русский художественный промысел с центром в г. Павловский Посад Московской области. Изготовление платков и сарафанных тканей, украшенных орнаментом из золотых нитей, известно с конца 18 в. Современное производство платков и шалей в посаде Павловский (ныне г. Павловский Посад) с 1860-х гг. наладили купцы Я. И. Лабзин и В. И. Грязнов. Павловские платки отличались выверенной гармонией цветовых сочетаний и отдельных элементов декора; окончательно их стиль сложился на рубеже 19–20 вв. Ныне в изготовлении платков, шалей, шарфов (из шерсти и шёлка), а также хлопчатобумажных скатертей мастера «Павловопосадской платочной мануфактуры» применяют трафаретную печать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинах.
Направления, стили, жанры в изобразительном искусстве и архитектуре
«Сельские глины»
«Се́льские гли́ны» (франц. rustiques figulines), вид декоративных фаянсовых изделий, созданных в 16 в. французским мастером Б. Палисси. Декор больших овальных блюд, чаш, кувшинов имитировал ландшафт сельских водоёмов или лугов (отсюда их название). Специально разработанные мастером прозрачные цветные глазури (т. н. яшмовые) воссоздавали цветовое богатство воды, земли, песчаного или илистого дна, раковин, флоры и фауны водоёмов. Рельефные фигурки рыб, змей, ящериц, улиток, лягушек, бабочек, как и изображения некоторых растений, создавались на основе слепков с живой натуры и сохраняли естественность своих форм, движений, фактур. Жизнеподобие фигур оттенялось композиционной симметрией и ярко выраженными ритмическими декоративными рефренами элементов на блюдах. Этот тип керамических изделий – одно из высших проявлений типичного для эпохи Возрождения союза естественно-научной мысли, технического изобретательства и художественного творчества. Производство «сельских глин» было поставлено на поток в мастерской Палисси и продолжалось после смерти мастера в 17 в. Этому типу изделий охотно подражали в 19 в. (керамисты Ш.-Ж. Ависо, Т. Минтон и др.).
Бернар Палисси. «Сельские глины». Глазурованное керамическое блюдо. 1-я половина 16 в.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Художественное литьё
Худо́жественное литьё, процесс изготовления произведений искусства посредством литья металлов и сплавов. С использованием художественного литья создаются скульптурные произведения, архитектурные фрагменты и детали, декоративно-прикладные изделия. Искусство бронзового художественного литья пережило новый высокий подъём в странах Западной и Центральной Европы в Средние века и в эпоху Возрождения (мастерская литейщиков в Хильдесхайме, 11–12 вв.; «Райские врата» баптистерия во Флоренции Л. Гиберти, 1425–1452). Художественное литьё из чугуна применялось с 6 в. до н. э. в Китае. В России с 11–12 вв. развивалось бронзовое, серебряное и золотое (с 16 в. также чугунное) художественное литьё (Царь-пушка, 1586, мастер Андрей Чохов). С середины 19 в. славится каслинское чугунное литьё.
Единорог. 18 в.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Лиможские эмали
Лимо́жские эма́ли, художественные изделия с использованием эмали, создаваемые в мастерских г. Лимож. С начала 12 в. изготавливались выемчатые эмали, которыми украшалась главным образом церковная утварь; производство пришло в упадок к концу 14 в. вследствие Столетней войны 1337–1453 гг. В конце 15 в. лиможские эмали возродились в новой технике кроющей эмали и получили название расписных. С середины 16 в. лиможские эмали стали подписными (мастера П. Реймон, П. Куртейс); в них преобладали светские предметы декоративного назначения; наряду с религиозными темами широко использовались мифологические и аллегорические сюжеты. Пережив свой расцвет в 15–17 вв., производство лиможских эмалей сохранилось вплоть до наших дней.
Ларец с изображением Распятия, Христа во славе и ангелов. 1-я половина 13 в. Монтировка 19 в.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Флорентийская мозаика
Флоренти́йская моза́ика, разновидность мозаики, в которой изображение складывается из крупных шлифованных пластин, вырезанных по контуру рисунка из полудрагоценных камней (агат, халцедон, яшма, лазурит и др.). Известная в Древнем Риме под латинским названием opus sectile, эта техника была возрождена во Флоренции в 1588 г. под патронажем великого герцога Тосканского Фердинанда I из рода Медичи на мануфактуре Opificio delle pietre dure (итал., буквально – «мастерская по обработке полудрагоценных камней»; ныне реставрационный центр и музей). В 16–19 вв. эта техника широко использовалась в Европе для декорирования предметов декоративно-прикладного искусства (алтарные престолы, столешницы, шкафы-кабинеты, шкатулки, реликварии), интерьеров (капелла Принцев – усыпальница Медичи в церкви Сан-Лоренцо, Флоренция, 1604 – 19 в., архитекторы Дон Джованни Медичи, М. Ниджетти). В России флорентийская мозаика использовалась с середины 18 в., однако её налаженное производство началось только в середине 19 в. на Петергофской гранильной фабрике благодаря обучавшемуся в Италии мастеру И. В. Соколову, с конца 19 в. велось на гранильной фабрике в Екатеринбурге, со 2-й половины 20 в. – на Колыванском камнерезном заводе имени И. И. Ползунова. В советском и российском искусстве используется для создания монументальных панно в общественных интерьерах, включая станции метрополитена, и в станковых произведениях.
Столешница в технике флорентийской мозаики. Рим. Конец 16 – начало 17 вв.
Инструменты и техники в искусстве и архитектуре
Зернь
Зернь, ювелирная техника, при которой мелкие шарики (диаметром до 0,4 см) из драгоценных металлов напаиваются на аналогичную им по составу основу. Появилась в 3-м тыс. до н. э. в Месопотамии, широко распространилась в античном (например, серьги конца 4 в. н. э. из кургана в Феодосии, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и византийском ювелирном искусстве, с 9 в. известна в Древней Руси (утрачена во время монгольского нашествия, в современную эпоху реконструирована лишь приблизительно). Сложная в работе зернь часто имитировалась в технике художественного литья.
Перстень с зернью и гранатом-альмадином (кабошон). 1–3 вв.
Технологии
Кабошон
Кабошо́н (франц. cabochon, от среднефранц. caboche – голова), ювелирная техника шлифовки драгоценных и поделочных камней, придающая им округлую или линзовидную форму с гладкой поверхностью, а также сами камни, обработанные таким образом. Древнейшая из ювелирных техник обработки камня (появилась около 3-го тыс. до н. э., широко использовалась до распространения фасетной огранки в 15–16 вв.). Огранка в форме кабошона позволяет предельно раскрыть природные художественные характеристики камня (рисунок, фактуру). Для фиксации кабошонов в ювелирном изделии обычно используется ободковая или царговая закрепка (глухой каст).
Брошь. Франки. 7 в. Позолоченная бронза, кабошоны (гранаты, сапфир)
1
2