Хуан Юнпин
Хуа́н Юнпи́н (黄永砯, пиньинь Huáng Yǒngpīng) (18.2.1954, Сямынь, провинция Фуцзянь – 19.10.2019, Париж), китайский и французский художник.
В 1977–1982 гг. обучался масляной живописи в Академии художеств в Ханчжоу. В то время в китайской системе художественного образования продолжал господствовать социалистический реализм, однако в период «политики реформ и открытости», начавшийся в декабре 1978 г., Хуан заинтересовался концептуальным искусством. На его взгляды повлияли дадаизм М. Дюшана, о котором он узнал из книги П. Кабанна «Диалоги с Дюшаном» (Cabanne P. Dialogues with Marcel Duchamp. New York, 1971), искусство Дж. Кейджа и Й. Бойса. Во время обучения в академии Хуан познакомился с идеями Л. Витгенштейна и французских философов-структуралистов. Эстетику дадаизма и неодадаизма и западную философию постмодернизма он стремился объединить с понятиями пустоты и целостности в китайской религиозно-философской традиции, в частности даосизма и буддистской школы чань.
Художник следовал даосскому принципу недеяния и придавал значение случайности. При создании серии 1985 г. «Рулетка» (cобрание Анни Вонг) он использовал колесо, вращающееся вокруг своей оси и разделённое на восемь сегментов с изображением триграмм. Вращая эту рулетку и руководствуясь методом случайности, художник определял материал, цвет, композицию будущей абстрактной работы. Таким образом Хуан становился посредником между случаем и создававшимся произведением, «отделяясь» от собственного творения. Он выступал против концепции самовыражения посредством искусства и против оценки работ в таких формальных категориях академической живописи, как колористическое решение, сбалансированность композиции и т. д.: они в его творчестве зависели от случая. Китайский критик Фэй Давэй писал, что в своих первых проектах Хуан подрывал логическое мышление ради раскрытия внутренних противоречий искусства (Fei Dawei. 2005. P. 6–10).
В 1986 г. Хуан основал группу «Сямыньские дадаисты», описав её принципы в статье «Сямыньский дадаизм – разновидность постмодернизма?» (Huang Yong Ping. 1986). Художник утверждал, что китайское искусство становится постмодернистским, и связывал деятельность сямыньских дадаистов с философией чань-буддизма. По словам Хуана, постмодернизм и школа чань схожи тем, что признают познание истины невозможным и подвергают сомнению реальность (Köppel-Yang. 2003. P. 145). В 1986 г. Хуан и его соратники по группе под лозунгом уничтожения искусства ради достижения мирной жизни (Fei Dawei. 2020) сожгли свои работы около Дворца культуры в Сямыне, где до этого эти произведения экспонировались на выставке. Продолжая утверждать абсурдность исторически сформировавшейся системы искусства, в 1987 г. художник превратил книги Ван Боминя («История китайской живописи», 1982) и Г. Рида («Краткая история современной живописи», 1959, издание 1979) в нечитаемое месиво из бумаги в объекте «"История китайской живописи" и "История современного западного искусства", постиранные в стиральной машине в течение двух минут»; эта работа отразила «смешивание» китайской и европейской культур в эпоху глобализации.
Французский период Хуана начался с выставки «Маги Земли» (1989, Центр Помпиду, Париж). В то время как художник был в Париже, в Пекине прошли акции протеста на площади Тяньаньмэнь, после которых он принял решение не возвращаться на родину. Эмиграция усилила идейную направленность в искусстве Хуана: в сравнении с ранним периодом его работы приобрели политическую окраску. Так, в 1993 г. для выставки «Тихая энергия: новое искусство Китая» (галерея «Музей современного искусства», Оксфорд) он подготовил масштабную инсталляцию «Жёлтая опасность». В пространстве экспозиции он расположил палатку из жёлтого шёлка, ассоциировавшегося с Китайской империей. Чтобы войти в палатку, посетитель должен был пригнуться и пройти под клеткой с саранчой, поедаемой пятью скорпионами. Название работы отсылает к концепции «жёлтой опасности», или «китайской угрозы», сложившейся в 19 в. и связанной с опасениями Запада по поводу потенциальной агрессии с Востока. Инсталляция отразила напряжённый момент интеграции закрытого китайского общества и западного мира. Варианты этой работы – «Театр мира» (1993) и «Мост» (1995) – экспонировались в 2009 г. в Музее современного искусства «Гараж» в рамках 3-й Московской биеннале современного искусства.
Российской публике Хуан также знаком по выставкам «Отчуждённый рай» в Еврейском музее и центре толерантности (2014–2015) и «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» в Музее современного искусства «Гараж» (2019, оба – в Москве), где Хуан представил инсталляцию «Американская кухня и китайские тараканы».
Одна из последних грандиозных работ художника, «Империи», была выполнена для выставки современного искусства «Monumenta» (2016, Гран-Пале, Париж); она представляла собой нагромождение контейнеров китайских и французских транспортных компаний, поверх которых лежал напоминающий змеиный скелет каркас длиной 254 м и массой 133 т: он символизировал Левиафана. Композицию завершала копия треуголки Наполеона I Бонапарта. Художник трактовал инсталляцию как метафору «аппетитов» капиталистической экономики, а также расцвета и упадка имперской власти.
В 1999 г. совместно с Ж.-П. Бертраном представлял Францию на 48-й Венецианской биеннале.