Харлап Мирон Григорьевич
Харла́п Миро́н Григо́рьевич [12(25).1.1913, Лодзь, Петроковская губерния, ныне Польша – 17.11.1994, Москва], российский музыковед, пианист, литературовед.
Из семьи провизора. Брал уроки игры на фортепиано у Д. С. Шора, Л. Н. Оборина, с 1924 г. учился на фортепианном факультете Московской консерватории у В. Н. Аргамакова (в 1930 отчислен как «сын лишенца», диплом получил в 1932); занимался также у К. Н. Игумнова. Учёбу в консерватории совмещал с самообразованием. В 1935–1973 гг. концертмейстер дирижёрских классов консерватории. Был дружен с Н. П. Аносовым (оставил ценные воспоминания о нём, 1978), с литературоведами, преподавателями московского Института философии, литературы и истории В. Р. Грибом, Л. Е. Пинским, И. Е. Верцманом. Во время эвакуации в Саратов близко общался с профессурой Ленинградского государственного университета (Б. М. Эйхенбаум, Г. А. Гуковский, А. П. Рифтин и др.). В 1945–1950 гг. старший научный сотрудник Научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории, подготовил к защите диссертацию «Тактовая система в музыке», одобренную Б. В. Асафьевым. Защита не состоялась из-за начавшихся в 1948 г. кампаний против «формализма», «космополитизма» и компаративистских методов в литературоведении.
Ориентируясь на достижения лингвистики и историческую поэтику, Харлап создал оригинальные теории ритма и происхождения лада, изложенные в ряде статей и книге «Квантитативная ритмика» (издана под неавторским названием «Ритм и метр в музыке устной традиции», 1986). В эволюции музыки выделил 3 стадии: фольклорную, профессионального искусства устной традиции и письменную; им соответствуют 3 стадии эволюции музыкального ритма: интонационный ритм повышений и понижений напева, квантитативная ритмика точных длительностей, акцентно-тактовая ритмика.
Считал первоначальной формой музыки не монодию, а гетерофонию: интервалы образовались в коллективном исполнении, требующем согласования одновременно звучащих вариантов напева; кристаллизации ладовых отношений способствовал бурдон. Отправная точка развития лада, по Харлапу, – интонационно-ритмический параллелизм архаического народного стиха, порождающий возврат к одним и тем же высотам-устоям (своего рода рифмам); таких устоев, как правило, два – лад в народной музыке дуален (Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства / cост. С. Ю. Неклюдов. Москва, 1972. С. 221–273). Критикуя «музыкальные» теории стиха, учёный подчёркивал специфическое отличие стопы от стадиально позднейшего такта (в музыке до 17 в. не существовавшего). Такт, по Харлапу, не расчленяет музыку; «наоборот, назначение его – создавать непрерывный ток, не давать музыке распадаться на отдельные фразы и мотивы, динамизировать её и придавать ей многоплановость» (Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма / сост. В. Н. Холопова. Москва, 1978. С. 103).
Придавая большое значение агогике в музыкальном исполнении, в то же время защищал от романтической критики авторские метрономные обозначения Л. ван Бетховена как адекватные выразители ритмической энергии музыкальной классики. Посмертно (1997) опубликовано исследование «Нотные длительности и парадокс их реального значения». Суть парадокса, по Харлапу, в том, что «длительности» тактовой системы несводимы к физическому времени, на деле являясь маркерами уровней акцентной структуры. Автор статей о творчестве А. С. Пушкина в периодике; о метре, ритме, такте и темпе в известных российских энциклопедиях (в том числе в Большой советской, Большой российской, Краткой литературной, Музыкальной энциклопедиях, в Музыкальном энциклопедическом словаре). Подробно комментировал музыкально-эстетические работы Ж.‑Ж. Руссо в издании его избранных сочинений (Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Т. 1. Москва, 1961).