Казна (ведомство)
Казна́, одно из ведомств княжеского управления в русских княжествах в 14 – середине 15 вв., одно из центральных ведомств Русского государства во 2-й половине 15 – начале 18 вв.
Казна в княжествах Северо-Восточной Руси в 14–15 вв.
В княжествах Северо-Восточной Руси в середине 14 – середине 15 вв. Казна контролировала сбор налогов, таможенных пошлин, денежных и натуральных (меха́, мёд и т. п.) взиманий, а также выплаты, главной из которых был ордынский выход в Орду с сопутствующими пошлинами и платежами её знати и чиновникам, а также ордынским послам.
В Казне также хранились великокняжеские и княжеские регалии, церемониальные и мемориальные предметы светского и церковного характера из драгоценных металлов (включая оружие и воинский доспех), меха, дорогие ткани, а также княжеская документация.
В ведении Казны находились некоторые группы городского, сельского и промыслового податного населения (в том числе ряд категорий городских ремесленников, включая мастеров серебряного и денежного дела, ювелиров), а также определённые территории и некоторые пути.
Во главе Казны стояли казначеи с небольшим штатом дьяков и других «приказных» лиц, которые в то время имели несвободный социальный статус, что по представлениям эпохи обусловливалось более низким уровнем «казённых служб» по сравнению с судебно-административной деятельностью членов Боярской думы и кормленщиков высокого и среднего ранга.
Казна в Русском государстве в последней четверти 15 в. – 1580-х гг.
Во 2-й половине 15 – 2-й трети 16 вв. функции Казны существенно расширились. Её роль в системе государственных учреждений возросла с формированием централизованного Русского государства и связанными с этим изменениями в составе и функциях Боярской думы, структуре высших чинов Государева двора, с появлением новых центральных органов исполнительной власти.
В конце 15 в. – начале 1560-х гг. Казна стала ведущим центральным государственным учреждением функционально-территориального характера. Она контролировала сбор и хранение большинства общегосударственных прямых налогов, таможенных сборов и откупных сумм, ряда доходов от внешней торговли и т. п.; введение некоторых новых налогов; изменения в кадастровом учёте объектов обложения и в порядке взимания платежей. В ведении Казны было также исполнение ряда повинностей как общегосударственного, так и местного характера (ямская, строительство оборонительных укреплений в городах, заготовка материалов для производства пороха и т. п.). Она регулировала выдачу жалованных грамот с временным или длительным освобождением от уплаты налогов и таможенных пошлин церковным и светским собственникам городских и сельских владений, осуществляла отмену таких привилегий светских лиц (с 1-й четверти 16 в.) и церковных корпораций (особенно с 1549). Казна контролировала несение службы пушкарями, пищальниками и др., работу мастеров серебряного и денежного дела, ювелиров, литейщиков колоколов и орудий и др. Управляла также значительными территориями на севере и северо-востоке страны (Двинским и Печорским Поморьем, Каргополем, Устюжско-Вычегодским регионом, Пермской и Вятской землями и др.), а кроме того – промысловыми поселениями в центральных и южных уездах, население которых занималось добычей соли, бортничеством и пр.
В Казне по-прежнему находились великокняжеские (с 1547 царские) инсигнии, вещи, используемые на торжественных церемониях и в ежедневном обиходе государя, «святости» царской семьи, а также предметы и вещи, выступавшие в качестве наград, главным образом за военную службу (золотые монеты, оружие, меха, дорогие ткани, шубы и т. п.). Вместе с тем объём хранимых ею сокровищ возрастал, в том числе за счёт новых поступлений конфискованного имущества опальных лиц (новгородских бояр в 1470–1480-х гг., ряда новгородских архиепископов, удельных московских князей, великого князя московского Дмитрия Ивановича Внука, его матери Елены Стефановны, князей Патрикеевых, виднейших бояр и других персон в конце 1530-х гг. – 1547), посольских даров, продукции мастеров-ремесленников, подведомственных самой Казне, а также за счёт покупок у иностранных купцов или за рубежом.
Здание Казны (Казённый двор) находилось в Московском Кремле между Архангельским и Благовещенским соборами.
С рубежа 15–16 вв. в источниках фиксируется должность печатника, который до 1560-х гг. являлся ближайшим помощником казначея, отвечая среди прочих обязанностей за хранение и прикладывание к документам государственных печатей различного назначения.
В Казне и её канцелярии в 1-й трети 16 в. решались вопросы: военной организации и военного управления (с начала 16 в. в контакте с Казной действовало ведомство оружничих), дипломатические (в конце 15 – 1-й четверти 16 вв. казначеи были одними из активнейших деятелей в реализации внешнеполитического курса), организации контроля за оборотом вотчин, рынком холопов, ямским делом.
При канцелярии Казны разрастался государственный архив, материалы которого использовались при создании официального летописания («Летописец начала царства», «Степенная книга»), ряда других произведений документального характера («Государев родословец» и др.).
Штат дьяков и подьячих Казны значительно возрос к середине 16 в. Должность главы Казны с конца 15 в. занимали представители знатных родов – 5 человек в разное время из рода Головиных, Ю. Д. Траханиот и др. Чин казначеев (с начала 16 в. обычно их было 2) в иерархии думно-дворцовой части Государева двора следовал сразу за боярами, окольничими и дворецкими.
Казна и её аппарат сыграли важную роль в преобразованиях и реформах Избранной рады, с ней в своей деятельности был тесно связан А. Ф. Адашев.
Канцелярия Казны и штат дьяков и подьячих служили базой при организации большинства новых приказов – Разрядного приказа (выделился из Казны, видимо, несколько ранее 1535), Посольского приказа (1549), Поместного приказа, Холопьего приказа, Ямского приказа (все – в середине 16 в.), Пушкарского приказа и Стрелецкого приказа (скорее всего, в 3-й четверти 16 в.). Преобразования в сфере налогов и местного управления (см. в статьях Земская реформа 1555–1556, Земское управление), проводившиеся канцелярией Казны, привели к образованию на её базе Приказа Большого прихода и ряда ведомств, ставших позднее приказами-четвертями.
В 1565–1584 гг., в период существования опричнины и Особого двора Ивана IV Васильевича, ведомства Казны действовали параллельно в земщине и опричнине (после 1572 – в Особом дворе царя). Хотя оба учреждения находились под неусыпным контролем царя, проявлявшего к ним едва ли не постоянный интерес и как к сокровищнице, и как к государственному архиву, значение Казны заметно уменьшилось, что было связано с общим кризисом государственного управления в стране, нараставшим после 1565 г., и с выделением из Казны новых центральных учреждений, а значит, с сокращением её функций.
Казённый приказ в 1580-х гг. – 1700 г.
В 1580-х гг. Казна постепенно трансформировалась в Казённый приказ, впервые упомянутый в 1585 г. как Приказ Казённого двора (его архивы сохранились частично начиная с 1582–1584). К этому времени Казна лишилась практически всех функций финансового контроля над сбором налогов и таможенных платежей, освобождения от их уплаты ряда категорий владельцев и прочего. Казённый приказ стал прежде всего главным хранилищем царских регалий и других реликвий, ценного и употребляемого в быту имущества царской семьи, икон и пр., а также важных государственных бумаг. В конце 16 – начале 17 вв. он в известной мере осуществлял контроль над деятельностью Денежного и Купецкого дворов (после 1622 их контролировал Приказ Большой казны), в его ведении находились члены высших купеческих корпораций – гостей, гостиной сотни и суконной сотни.
В Смутное время Казённый приказ подвергался неоднократным изъятиям денежных средств и драгоценных вещей, а в 1611–1612 гг. почти тотальному разорению в ходе интервенции Речи Посполитой начала 17 в.
На протяжении 17 в. Казённым приказом обычно управлял один казначей (эта практика установилась со времени царствования Бориса Фёдоровича Годунова), среди казначеев были И. Д. Милославский (1653–1665), И. М. Милославский (1679–1680), князь П. И. Прозоровский (1693–1700). При сохранении функций Казённого приказа как государственного архива (пополнявшегося особо важными документами, помещёнными на временное или постоянное хранение, – Столбец Соборного уложения 1649, секретное «розыскное дело» Ф. Л. Шакловитого и др.) на первый план выдвинулась его роль как хранилища всех царских и государственных ценностей, как органа, обеспечивавшего деятельность и контролировавшего результаты труда разных категорий казённо-дворцовых ремесленников. Вместе с тем Казённый приказ всё более приобретал характер расходной «вещевой казны», откуда брались награды различных видов, предметы церемониального и бытового придворного обихода.
В составе Приказа Большого дворца (1700 – 1726/1727)
Казённый приказ как самостоятельное учреждение был упразднён указом царя Петра I от 18(29) февраля 1700 г. В качестве особого стола он был передан в состав Приказа Большого дворца, где сохранял большинство прежних функций вплоть до указа Сената от 23 декабря 1726 г. (3 января 1727), по которому большинство старых московских учреждений были слиты в Мастерскую и Оружейную палату. После закрытия палаты в 1813 г. архив Казны вошёл в состав архива Московской дворцовой конторы (ныне – в составе фонда «Архив Оружейной палаты» Российского государственного архива древних актов).
Понятие «казна» в 18–21 вв.
Слова «казна», «казённый» долго применялись в обиходе и в делопроизводственной документации для обозначения имущества, принадлежавшего государству (например, казённые земли или заводы), и реалий, связанных с ним (казённая монополия), и пр.; ныне чаще используются в переносном значении, с негативным оттенком (казёнщина, казённый дух и т. п.).