Кажо
Кажо́ (Каро; кит. 卡若, пиньинь Kǎruò, тибет. མཁར་རོ་ – крепость), археологическая культура неолита в Восточном Тибете. Датируется периодом с конца 4-го тыс. до начала 2-го тыс. до н. э. Хронология строится, прежде всего, на серии из 41 калиброванной радиоуглеродной даты, полученной на эпонимном поселении Кажо: выделяются ранний (3380–3296 до н. э.), средний (3030–2850 до н. э.) и поздний (2580–2450 до н. э.) этапы (недостаточный набор радиоуглеродных дат не позволяет определить точные границы между ними, но в целом они соответствуют стратиграфической колонке). Судя по концентрации строительных остатков и остеологического материала, наибольшая активность населения приходится на средний этап.
Поселение Кажо [от тибет. མཁར་རོ་ (Каро или Каруй) – крепость] расположено в горной долине на западном берегу реки Ланьцанцзян (Меконг), на высоте 3100 м над уровнем моря, в 12 км к юго-западу от уездного центра Чамдо (Тибетский автономный район, Китай). Открыто в 1977 г., раскопками в 1978–1979 гг. изучено 1800 м 2 (Ши Синбан, Тун Эньчжэн и др.). В 2002, 2012 и 2018 гг. проводились зачистки слоёв и небольшие (50 м 2) раскопки на окраинах поселения; они не дали значительных результатов, но полученные даты позволили увеличить время вероятного существования объекта до периода 2700–2100 гг. до н. э. Стратиграфически на памятнике выделяются ранний (с 2 фазами) и поздний периоды. Согласно данным спорово-пыльцевого анализа, ранний этап был относительно тёплым и сухим, а поздний – более прохладным. Выявлено 31 строение: округлые полуземлянки (площадь от 10 до 25 м 2) и прямоугольные в плане наземные дома (площадь от 20–30 до 70 м 2, каркасно-столбовой конструкции, стены из смеси глины с травой; некоторые 2-этажные; в позднем периоде отмечена каменная кладка), хозяйственные ямы, круглые каменные выкладки (возможно, жертвенники); также камнем вымощены раскопанные участки дороги. В двух случаях (жилище и склад) зафиксированы деревянные стены, предположительно срубной конструкции.
В инвентаре преобладают оббитые изделия из целых или расколотых галек (рубящие орудия, заступы, мотыги); есть пластины, снятые с торцовых нуклеусов, тщательно отретушированные микролиты (скребки, резцы, проколки); шлифованные заступы, жатвенные ножи, наконечники стрел. Сочетание различных техник характерно для культур каменного века Восточной и Юго-Восточной Азии, соотносимых с хоабиньской традицией. Найдены также костяные основы для вкладышевых орудий, иглы и др.; бусы и подвески из мрамора, агата, раковин. Керамика лепная, с высокой температурой обжига; характерны имеющие маленькое плоское дно миски с широким открытым устьем и кувшины с выделенным горлом; орнамент – прочерченные, реже – штампованные ломаные линии, ромбы, заштрихованные треугольники; немного расписных сосудов (геометрический орнамент чёрного цвета).
В основе хозяйства – земледелие (найдены зёрна могара и проса обыкновенного) и, возможно, животноводство (обнаружены зубы домашней свиньи). Кроме того, найдены семена мари белой, которая также могла выращиваться специально. Судя по найденным костям благородного и водяного оленя, косули, горала, серау, тибетского дзерена, мунтжака, сурка, гуся и рыб, охота и, возможно, рыболовство имели большое значение.
Группой американских исследователей, основывающихся на данных об изменении древнего климата, было высказано предположение, что в Кажо не существовало земледелия, поскольку после окончания голоценового климатического оптимума около 2000 г. до н. э. период относительно тёплых дней, необходимых для созревания проса, стал сокращаться. Соответственно, найденное зерно могло вымениваться у жителей более низких (и тёплых) равнин на продукты собирательства и охоты. Под сомнение поставлены также наличие животноводства из-за небольшого остеологического материала и, главное, прямые контакты с культурами верховьев Хуанхэ, откуда, согласно другой версии, могла бы быть заимствована агрикультура. Однако изложенные предположения мало согласуются с развитым обликом памятника. Охотники и собиратели могли жить в стационарных посёлках, но такие элементы как каменная кладка, 2-х этажное строение и мощёная дорога плохо соответствуют имеющимся этнографическим данным. Большой набор жатвенных ножей с поселения Кажо, которые в долине Хуанхэ использовались именно для уборки проса (срезание просяных метёлок) от эпохи неолита и вплоть до 20 в. н. э., теоретически мог применяться и для срезания дикоросов. Однако тогда возникает вопрос, почему похолодание оказалось критическим для одомашненных просяных культур, но не затронуло дикорастущие.
В свою очередь, китайские учёные продолжают настаивать на существовании земледельческих традиций в Кажо. В качестве примера выращивания проса в условиях высокогорья приводится неолитический (не позднее 5500 лет назад) памятник Цзянсигоу-2 в соседней провинции Цинхай, расположенный на высоте 3310 м над уровнем моря, где найдена керамика яншао-мацзяяоского облика и свидетельства выращивания проса.
Отмеченное похолодание, вероятно, действительно угнетающе подействовало на земледелие, поскольку в позднем периоде существования памятника количество сельскохозяйственных орудий заметно снижается, при этом отмечаются находки зёрен пшеницы (более хладостойкой). Именно доместикация пшеницы и, особенно, ячменя способствовала продвижению аграрно-животноводческого сообщества за отметку 4000 м над уровнем моря.
В становлении культуры Кажо участвовали носители культуры Линьчжи, распространённой на севере Тибетского нагорья и, вероятно, производной от культуры Шиюй. Заступы, ножи, орнамент керамики сходны с культурами Мацзяяо, Мачан, Баньшань в верховьях Хуанхэ, откуда, вероятно, было заимствовано просоводство. Поскольку эти культуры связывают с племенами цян и ди китайских летописей, для носителей Кажо можно говорить о цянском влиянии или компоненте. Формы и орнамент керамики сближают Кажо с поздненеолитическими культурами (типа стоянки Дадуньцзы и др.), известными по памятникам на территории соседних китайских провинций Сычуань и Юньнань.
Традиции культуры Кажо прослежены на поселении Сяоэньда (小恩达). Памятник обнаружен в 1980 г. в 5 км к северу от г. Чамдо, на восточном берегу реки Эмчу. Сяоэньда также расположено в высокогорье, на высоте 3263 м (по другим данным – 3140 м) над уровнем моря. В 1986 г. там проведена разведка и вскрыта площадь 60 м 2, на которой выявлено 3 жилища, 1 хозяйственная яма, 5 печей для обжига керамики, а также захоронение с каменной обкладкой. В каменном инвентаре есть микролиты (19,6 %) и шлифованные изделия (6 %), но преобладают оббитые орудия. В основе хозяйства – сочетание земледелия с развитой охотой. Керамика соответствует находкам на памятнике Кажо; предварительная дата поселения 3700 лет назад. В керамике и в устройстве единственного погребения отмечаются аналогии с культурой бронзового века Цицзя на Ганьсу-Цинхайском плато. Через Сяоэньда прослеживается воздействие культуры Кажо на развитие культуры Цюйгун в Центральном Тибете, относимой к эпохе палеометалла и связываемой с формированием древних тибетцев.