Цяны (древние)
Ця́ны (древние) (羌, пиньинь qiang), обобщающее название в эпиграфических и письменных текстах группы народов, говоривших на тибето-бирманских языках, которые в древности и Средние века населяли северо-западные районы современного Китая. С древними цянами (называемыми также в источниках собирательным этнонимом «ди-цян») связывают археологические культуры 3–2 тыс. до н. э. в верхнем течении реки Хуанхэ: Мацзяяо, Мачан, Баньшань, Цзунжи, Цицзя, Каяо, Сыба, Синьдянь, Сыва, Номохун. С середины 2 тыс. до н. э. есть данные о контактах цянов с древнекитайскими государствами, начиная с Шан. В иньских гадательных надписях (см. Китайское письмо) обозначались иероглифом, состоящим из двух частей, – «баран» и «человек». Очевидно, в хозяйстве древних цянов большую роль играло овцеводство, что коррелирует с данными письменных и археологических источников. В эпоху Чжоу цянов также называли жунами; с их движением связывают, в частности, культуру Янлан (на территории Нинся-Хуэйского автономного района). В ходе войн с государством Цинь (в 5–3 вв. до н. э.) и империей Хань (202 до н. э. – 220 н. э.) часть цянов была ассимилирована древними китайцами (ханьцами), что подтверждается также данными палеогенетики. Остальные вытеснены на Цинхай-Тибетское нагорье, где участвовали в этногенезе тибетцев. Отдельные группы ещё в бронзовом веке ушли на запад, где смешались с европеоидным населением степных районов в восточной части современного Синьцзяна. В 384–417 гг. цяны (клан Яо) создали государство Поздняя Цинь (на территории современных провинций Шэньси и восточной Ганьсу), сыгравшее заметную роль в распространении буддизма в Китае. При императоре Яо Сине (правил в 394–416) при дворе работал великий переводчик буддийской литературы Кумараджива, было начато строительство монастыря в пещерах Майцзишань. Цяны частично вошли в состав народа дансянов (тангутов), создавших государство Си Ся (1038–1227). Потомками древних цянов считаются т. н. сычуаньские цяны, ныне проживающие в бассейне реки Миньцзян (провинция Сычуань).