Мачан
Мача́н (马厂, пиньинь Mǎchǎng), археологическая культура раннего бронзового века (2100–1800 до н. э.) в западной части бассейна реки Хуанхэ, западнее близкой по времени культуры Баньшань (2300–1900 до н. э.). Ранее считалась поздним периодом культуры Мацзяяо (2700–2200 до н. э.). Названа по могильнику и поселению близ современной деревни Мачан (уезд Миньхэ, провинция Цинхай, Китай). Эпонимный памятник известен с 1924 г. Систематическое изучение началось с 1974 г. археологами из отдела культуры провинции Цинхай.
Поселения – сравнительно крупные деревни с тесной застройкой. Расстояние между сооружениями составляет от 1 до 11 м. На памятнике Мацзявань изучались постройки квадратной, прямоугольной и округлой в плане форм, в том числе многокамерные. Очаг располагался у противоположной от входа стены. В квадратных и прямоугольных строениях – 4 столба по углам и 1 в центре, на дне столбовых ям – камни.
Могилы расположены как на поселении, так и вынесены за его пределы. Захоронения в грунтовых ямах, иногда с обкладкой из досок (вероятно, гробы). Некоторые ямы неправильной или овальной формы, с прямоугольным углублением для покойника. Трупоположения в основном вытянуты на спине, иногда с согнутыми конечностями. Известны парные захоронения, неоднократные дозахоронения. Погребальный инвентарь разнообразный: костяные бусы, раковины каури, керамика. Сосуды (часто близких форм – крупные расписные кувшины с 2 ручками) в основном ставили за пределами углубления, реже – у головы покойного. На могильнике Цзянцзяпин раскопана большая могила, где под основным захоронением имелось прямоугольное углубление, в котором одновременно погребены пожилая женщина с отсечённой левой рукой, подросток (у обоих череп пробит слева), кости свиньи и четырёх собак.
Керамика в основном лепная. Ведущие формы: кувшины (с низким горлом в виде раструба; с ручками-ушками на середине тулова; с одной ручкой-ушком), горшки (с 1 ручкой-ушком или с 2 ручками у венчика или на тулове; реже – с 1 или 2 ручками-ушками на уровне горла), биконические и цилиндрические кружки, чаши (низкие полусферические с крестообразным расписным орнаментом внутри; на низком полом поддоне с 2 ручками-ушками). В отличие от более восточных культур нет сосудов на трёх ножках (триподов). Некоторые формы сосудов сходны с керамикой Баньшань и Мацзяяо. Характерно наличие крупных расписных сосудов. Преобладает геометрический орнамент; встречаются антропоморфные изображения. Среди наиболее распространённых мотивов – зигзаги, прямоугольные композиции, треугольники. Некоторые изображения повторяют росписи Баньшань (круг с сеткой внутри, несколько заштрихованных ромбов, крест на дне чаши, горизонтальные полосы на кувшине и волна). На кувшинах с ручками часто встречаются спиралевидные композиции. Обнаружены керамические пряслица с редким расписанным сетчатым орнаментом или линиями, сходящимися к отверстиям наподобие спиц колеса.
Каменный инвентарь представлен хорошо шлифованными топорами, трапециевидными тёслами, небольшими удлинёнными ножами с отверстием, наконечниками стрел и др. Из кости производились иглы, заколки и др.
На основе Мачана складывается культура Цицзя.