Казахстан. История. Территория Казахстана в раннем железном веке и начале Средневековья
Террито́рия Казахста́на в ра́ннем желе́зном ве́ке и нача́ле Средневеко́вья, очерк культур и государств на территории Казахстана в 7 в. до н. э. – 7 в. н. э. по археологическим и письменным источникам.
В начале раннего железного века (для рассматриваемого региона – не ранее рубежа 8 и 7 вв. до н. э.) бóльшая часть территории Казахстана вошла в обширную историко-культурную общность, называемую «скифо-сибирский мир» или «культуры скифо-сакского круга». Основу хозяйства этой общности на территории Казахстана и в большинстве других регионов составляло кочевое скотоводство, что обусловливало подвижность людских групп, возможность быстрой концентрации сил для военных действий и миграций. Контакты жителей казахстанских степей охватывали многие культуры оседлого населения, как соседние, так и весьма удалённые (до Прикамья на севере, империи Ахеменидов на юге).
В западной части региона развивались культуры, связанные со степями Южного Урала и Поволжья, – савроматская и сменившая её раннесарматская (сложилась в 4 в. до н. э. на основе местных и пришлых компонентов). На территории Казахстана с элитой этих объединений соотносятся «царские» курганы Кырык-Оба II, Илекшар, Лебедевка. Уникальны комплексы памятников Байте на севере плато Устюрт, по-видимому являвшиеся культовыми центрами многих коллективов 2-й половины 1-го тыс. до н. э.
Наибольшую часть территории Казахстана занимали культуры сако-массагетского круга. Самая обширная из них – тасмолинская историко-этнографическая общность, охватывавшая земли Центрального Казахстана и ряда сопредельных территорий. Несколько локальных групп выделяют в Семиречье и на Тянь-Шане. Памятники восточных регионов близки культурам Семиречья и Алтая. Исследовались могильники с погребениями элиты этих объединений, в том числе захоронения с сохранившимися изделиями из дерева и других органических материалов (Берель, Бесшатыр, Иссык, Чиликты, Байкара и др.). В Южном и Восточном Приаралье к опорным комплексам памятников сако-массагетского круга культур относятся Южный Тагискен, Уйгарак, Чирик-Рабат. Носители тасмолинской общности активно взаимодействовали с оседлым и полуоседлым населением на севере, где постепенно доминирующее положение заняла саргатская культура (юг её ареала включает часть Северного Казахстана, в том числе городище Актау); ряд исследователей считают, что элиту носителей саргатской культуры составляли саки или близкие им кочевые группы.
В 1-й половине 2 в. до н. э. под натиском хунну в Семиречье переселились усуни, у которых сложилось государство (его границу на северо-западе локализуют у рек Чу и Талас) со столицей в г. Чигу (ряд исследователей локализуют его на южном берегу озера Иссык-Куль). В 53 г. до н. э. у усуней произошёл раскол, что привело к их подчинению наместникам Западного края империи Хань. Дальнейшая история этого народа по письменным источникам не ясна, а археологические материалы, относящиеся к усуням, нередко трудно вычленить из местных традиций сакского круга.
К северо-западу от государства усуней, а также расположенного на территории Ферганы государства Давань (Даюань) не позднее 2 в. до н. э. на основе местных и пришлых (включая группы, вероятно, юэчжей и/или близкие им) компонентов образовалось государство Кангюй, расцвет которого приходится на 1 – начало 3 вв. н. э.
На территории Кангюя в бассейне Средней Сырдарьи выделяют отрарско-каратаускую и каучинскую культуры. С его владениями ряд исследователей связывают и расположенную восточнее (близ современной границы Казахстана и Кыргызстана) кенкольскую культуру, возникновение которой относят к 3 в. Согласно реконструкциям по китайским письменным источникам, в периоды усиления Кангюя в вассальной зависимости от него находились часть Согда (на юге), кратко описанные области Яньцай (позднее Аланьляо и др.; их локализуют в низовьях Сырдарьи), Янь (на севере), Лю (на северо-западе). Вероятно, в середине 3 в. Кангюй потерял южные владения (перешли под контроль империи Сасанидов), тогда же или позднее отпали и северные вассалы. По-видимому, во 2-й половине 4 в. оставшиеся земли Кангюя были захвачены хионитами. С этими событиями можно соотнести следы разрушений, датируемых около середины 4 в., зафиксированные на ряде памятников, резкое сокращение числа укреплённых поселений, изменения в погребальных обрядах. Однако многие традиции кангюйского времени сохранялись на этих территориях до 7–8 вв.
Около 50 г. до н. э. в Центральной Азии произошёл раскол державы хунну (сюнну), и их южные группы попали под контроль империи Хань. При их участии китайскими и сяньбийскими войсками в 93 и 155 гг. н. э. были разгромлены остатки северных хунну. Значительная часть северных хунну была включена в состав сяньбийских объединений, ставших главной силой на просторах к северу от Великой Китайской стены. По письменным источникам известно, что после поражений некоторые группы хунну бежали на запад, но достоверно связанные с ними археологические памятники на территории Казахстана не выявлены (соотнесение с ними памятников коргантасского типа дискуссионно). Лишь археологические исследования в начале 21 в. позволили связать некоторые памятники Восточного Казахстана с экспансией групп сяньби на запад.
Около начала 1 в. в степях от Южного Урала до Северного Причерноморья сложилась среднесарматская культура, что, по мнению многих специалистов, связано с продвижением алан из Азии в Восточную Европу. Во 2-й половине 2 в. её сменила позднесарматская культура, связанная с новыми миграциями кочевого населения (богатейший комплекс памятников этой культуры на территории Казахстана исследовался в Лебедевке). Финал позднесарматской культуры в основном относится к рубежу 3 и 4 вв. или немного более раннему времени, лишь единичные памятники (например, Таксай) датируются первыми десятилетиями 4 в. Остаётся неясным, вызван ли финал позднесарматской культуры продвижением гуннов в Европу, или, наоборот, кризис этой культуры открыл гуннам путь на запад. Хотя гунны не могли миновать территорию современного Казахстана, связанные с ними археологические памятники здесь не выделены. Вслед за гуннами из Азии в Европу двигались сарагуры, уроги и оногуры (появились в Европе около 463), которых относят к огурской (огузской) группе тюркских народов; изгнавшие их савиры (не позднее начала 6 в.); победители савиров авары или смешанная группа, принявшая это наименование (незадолго перед 558). Их археологические следы на территории Казахстана не выявлены или вызывают дискуссию.
В позднесарматское время на п-ове Мангышлак начал активную деятельность торговый центр (комплекс археологических памятников Каракабак и др.), связывавший Среднюю Азию с Северным Кавказом. Расцвет этого центра, судя по материалам из Каракабака и богатейшим находкам в Алтынказгане на западе плато Устюрт, приходится на 2-ю половину 5 – начало или 1-ю половину 6 вв.
В низовьях Сырдарьи выделяется джетыасарская культура, со своеобразными городищами и богатыми находками в могильниках, расцвет которой, судя по материалам погребений, пришёлся на 4–7 вв. Её происхождение и время появления не ясны. Носители джетыасарской культуры имели устойчивые связи не только с различными культурами Средней Азии, на западе и севере сфера их контактов доходила до Волго-Уралья и Северного Кавказа.
Особый тип погребально-поминальных памятников – курганы «с усами», т. е. отходящими от основного кургана каменными насыпями длиной иногда до 200 м. Такие сооружения распространены в Урало-Мугоджарских, Тургайских и Центрально-Казахстанских степях (отдельные памятники – до юга Среднего Поднепровья и Предгорий Крыма на западе, отрогов Каратау на юге, предгорий Алтая и левобережья Верхнего Иртыша на востоке). Самые выразительные находки из курганов «с усами» датируются 5 – серединой 6 вв., радиоуглеродные даты и аналогии инвентарю позволяют расширить хронологические рамки строительства подобных погребально-поминальных комплексов до 4–7 вв. Наиболее обоснованы гипотезы, связывающие эти памятники с хионитами или огурскими группировками. При этом остаётся неясным генезис данной традиции.
Новая эпоха в истории региона обусловлена экспансией на запад тюрок, начавшейся вскоре после создания ими в Центральной Азии Первого Тюркского каганата. Первые походы (с 554), охватившие и многие земли современного Казахстана, возглавил брат первого кагана этого государства Бумына – Истеми. В союзе с империей Сасанидов тюрки разгромили эфталитов, разделив подконтрольную им территорию по Амударье. К 568 г. тюрки расширили зону своего контроля на западе до Северо-Восточного Причерноморья и Нижнего Дона. Трассы Великого шёлкового пути стали пролегать по территории Тюркского каганата в обход Ирана. После периода смут в 581–603 гг. земли, подвластные тюркам на западе (в том числе казахстанские), отошли к т. н. Западному Тюркскому каганату, политический центр которого располагался в Семиречье.
В периоды расцвета и ослабления Тюркских каганатов по разным причинам из Центральной Азии на запад переселялись многие тюркоязычные группировки. Связанные с ними археологические памятники в Европе и на западе Казахстана не выделены, восточнее с ними соотносят каменные изваяния нескольких типов, прямоугольные каменные оградки и выкладки (вероятно, поминальные), зачастую покрытые земляной или каменной насыпью. Выделяются комплексы таких памятников (вероятно, сакральных зон), нередко дополняющие более ранние группы курганов, петроглифов и т. д. (Жайсан, Мерке и др.). Находки из этих памятников редки и зачастую невыразительны, из-за чего определение их датировки и связи с конкретными группами тюркоязычного населения, известными по письменным источникам, весьма расплывчаты. Недостаточно оснований и для датировки погребений людей, которые сопровождались захоронениями лошадей, – этот обряд известен у ряда тюркских народов.
К ярким научным открытиям начала 21 в. относится погребальный комплекс «каганско-княжеского» облика Елеке-Сазы (Тарбагатайский район, Восточно-Казахстанская область), датируемый около 4-й четверти 7 в. (есть другие точки зрения), т. е. временем между крушением Западного Тюркского каганата и возвышением Тюргешского каганата.