Кардиналистская теория полезности
Кардинали́стская тео́рия поле́зности, микроэкономическая теория, согласно которой полезность (удовольствие), получаемую потребителями от потребления благ, можно выразить количественно в условных единицах – ютилях. Эта гипотеза измеримости предполагает, что можно установить иерархию между уровнями полезности: если полезность блага A равна 200, а полезность блага B равна 1000, это означает, что полезность B в 5 раз выше, чем у A.
Основатели маржиналистской теории (К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас) понимали полезность как ощущение удовольствия, связанное с потреблением блага. Кардиналисты защищали идею предельной меры полезности, предполагая, что потребитель способен дать оценку полезности, приносимой ему любой комбинацией товаров. В основе кардиналистской теории лежат первый и второй законы Госсена.
Позднее кардиналистская теория полезности встретила критику Ф. Эджуорта, В. Парето, Фишера И., доказавших, что полезность не может измеряться в количественных показателях, поскольку относится к субъективным оценкам потребителя, и возникла альтернативная, ординалистская (порядковая) теория полезности.