Фаянс
Фая́нс (франц. faїence, от названия итальянского г. Фаэнца, одного из центров керамического производства), мелкопористый керамический материал и изделия из него. Для изготовления фаянса применяют то же сырьё, что и для производства фарфора; меняют лишь рецептуру (отсутствуют или значительно меньше плавней) и технологию обжига полуфабриката. Фаянс по сравнению с фарфором является пористым (водопоглощение до 9–12 %), обладает меньшей механической прочностью и химической стойкостью, не просвечивает в тонком слое, при ударе издаёт глухой звук. Из-за пористости все фаянсовые изделия покрывают сплошным слоем водонепроницаемой глазури. Наибольшее распространение получил полевошпатовый фаянс [60–65 % пластичных материалов (каолин и глина), 30–36 % кварца, 3–5 % полевого шпата]. Первичный (утельный) обжиг (1250–1280 °C) проводят для придания прочности фаянсу, вторичный (политой, глазурный) при 1050–1150 °C – для расплавления и закрепления порошка глазури, нанесённого на поверхность изделия после утельного обжига. При изготовлении крупных санитарно-технических изделий из фаянса обычно применяют однократный обжиг, при котором протекают процессы спекания фаянсовой массы, плавления глазури и образования контактного слоя между пористым материалом и глазурью. На хозяйственный фаянс (в основном столовая посуда) после 1-го и 2-го обжига разными методами наносят рисунки надглазурными красками, которые закрепляют в 3-м обжиге при 700–900 °C.
Из близких к фаянсу материалов изготавливали художественные изделия в Древнем Египте, в минойской культуре. Разнообразные виды фаянса производили с 4–5 вв. в Китае (в 7–13 вв. – с серо-голубыми и серо-зелёными поливами), позднее – в Корее (11–13 вв.), Японии (с 16 в. славился фаянс мастерских провинции Сацума, давшей название особому стилю). В мусульманских странах с 12 в. получила распространение мелкопористая фарфоровидная масса (т. н. кашин), изобретённая, видимо, в Иране в 10–11 или 11–12 вв. Фрагменты тонкостенных сосудов из кашина с гравированным и прорезным ажурным орнаментом или с сине-чёрной белофоновой росписью под прозрачной глазурью найдены в Нисе, Мишеди-Мисриане, Древнем Ургенче, а также на территории Азербайджана (Орен-Кала). Особую известность получили иранские изделия с росписью цветными эмалями (минаи, 12–13 вв.) или люстром (конец 11 – начало 14 вв.) по опаковой кремовой, бирюзовой или ультрамариновой глазури (центры – Рей, Кашан, Саве и др.), а также сефевидские (16–17 вв.) изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью (Исфахан, Керман, Кашан и др.). Иранские мастера способствовали расцвету в 16–18 вв. производства фаянса в Турции (облицовочные панно, тарелки, вазы с пышным многоцветным растительным декором).
В Европе материал, близкий к фаянсу, начали выделывать во Франции около 1525–1565 гг. в Сен-Поршере, а также в мастерской Б. Палисси (16 в.). Крупными центрами производства фаянса были Делфт в Нидерландах (подробнее см. в статье Делфтский фаянс), Ханау-ам-Майн в Германии, Ламбет в Англии, Кемпер, Руан, Страсбур, Люневиль во Франции. Английские керамисты (Дж. Астбери, 1720-е гг.; Дж. Уэджвуд) усовершенствовали фаянс, прочно ввели его в художественную практику. Определились характерные для фаянса черты: большая (в сравнении с фарфором) мягкость и обобщённость форм, разнообразие способов декорировки, цветовой палитры, видов глазурей. В 19 в. популярность приобрели фаянсовые изделия в исторических стилях (компания «Минтон», стаффордширская керамика, У. Ф. де Морган в Великобритании).
В Российской империи разнообразный фаянс производили на заводах – в Межигорье (под Киевом, с 1798), А. Я. Ауэрбаха в с. Домкино (с 1809, в 1826–1828 переведён в с. Кузнецово Тверской губернии, с 1870 принадлежал М. С. Кузнецову, подробнее см. в статье Конаковский фаянсовый завод). В Гжели выпускали грубый фаянс, т. н. полуфаянс (преимущественно с синей росписью), и «бронзовый товар» (полуфаянс с росписью золотистым люстром) (подробнее см. в статье Гжельская керамика). На заводе Ф. Я. Гарднера с начала 1830-х гг. производится тонкий фаянс, с 1840-х гг. – изделия высшего сорта из массы «опак». В современном мире наибольшее применение фаянс получил в производстве хозяйственной посуды и строительной керамики – глазурованных белых и цветных плиток. См. также Керамика.