Джонанг (школа)
Джона́нг, Чжонан (тиб. ཇོ་ནང), школа тибетского буддизма. Получила название по местности Джомонанг в Тибете (около современного г. Шигадзе, Тибетский автономный район, КНР), где был основан 1-й монастырь этой школы, принадлежавший в то время школе сакья. Основатель монастыря – Кунпан Тугчже Цзондуй (ཀུན་སྤངས་ཐུགས་རྗེ་བརྩོན་འགྲུས, 1243–1313), по другим источникам, Чогле Намгял (ཕྱོགས་ལས་རྣམ་རྒྱལ།, 1306–1386).
Основным специфическим философским учением школы джонанг стало восходящее к йогачаре и мадхъямаке учение «пустота иного» – шентонг (གཞན་སྟོང). Начало этой традиции возводят к учителю калачакры 11 в. Юмо Микьё Дорже (ཡུ་མོ་མི་བསྐྱོད་རྡོ་རྗེ་). Систематическая разработка учения шентонг относится к 1-й половине 14 в. Её провёл Долпопа Шераб Гьялцен (དོལ་པོ་པ་ཤེས་རབ་རྒྱལ་མཚན་, 1292–1361), автор философского сочинения «Океан истинного смысла горы учения». Благодаря его деятельности школа отделилась от сакья и стала самостоятельной как доктринально, так и организационно.
Опору учения о «пустоте иного» его авторы видели в «Татхагата-гарбха-сутрах», «Калачакра-тантре», «Уттара-тантре», приписываемой Майтрее, в которых развивается представление о татхагата-гарбхе – сущности Татхагаты (Будды), присутствующей в каждом живом существе. Отличительной особенностью интерпретации этого представления в школе джонанг стало понимание татхагата-гарбхи как онтологической сущности. Она рассматривается как постоянный (རྟག་པ།), неизменный (བརྟན་པ།) и вечный (ཐེར་ཟུག་) Абсолют, абсолютное божество (དོན་དམ་པའི་ལྷ།). В школе джонанг применялись разнообразные методы, позволявшие в процессе медитативной практики актуализировать эту изначально присущую каждому сущность Будды, ведя таким образом индивида к пробуждению.
Учение шентонг в том или ином виде принималось во многих направлениях тибетского буддизма, однако школа джонанг подвергалась критике со стороны школ сакья, кагью, ньингма и в особенности гелуг. По мнению философов этих традиций, интерпретация этого учения школой джонанг опасно сближала его с теистическими учениями некоторых индуистских школ, что могло привести к неправильным трактовкам учения буддизма. Это и явилось официальным основанием для закрытия школы.
Последним крупным философом школы джонанг стал Таранатха, давший в ряде своих трудов ясное и систематичное изложение учения шентонг. Кроме того, в своей фундаментальной работе по истории буддийских философских систем он предложил собственную интерпретацию развития буддийской философии в Индии.
В 17 в. школа джонанг запрещена Далай-ламой V, её книги опечатаны, а монастыри переданы школе гелуг. В Центральном Тибете она практически прекратила своё существование, но сохранилась доныне в некоторых провинциальных районах Тибета, а также в Непале. Ныне главные монастыри школы находятся в регионе Амдо (КНР). За пределами Китая наиболее крупный монастырь этой школы открыт тибетцами в г. Симла (на севере Индии).