«Федорчукова рать»
«Федорчуко́ва рать», карательный поход ордынских войск, направленных ханом Узбеком против Тверского княжества. Стала следствием антиордынского восстания в городах Тверского княжества, вспыхнувшего в августе 1327 г. и возглавленного великим князем владимирским и князем тверским Александром Михайловичем.
Согласно Рогожскому летописцу (середина 1440-х гг.), рать была отправлена из Орды «на зиму»; по Симеоновской летописи (конец 15 – начало 16 в.) – «тое же зимы». Очевидно, что речь идёт о зиме 1327/1328 г. В большинстве источников поход именуется «Федорчуковой ратью», в Житии преподобного Сергия Радонежского – «великаа рать татарьскаа, глаголемая Федорчюкова Туралыкова» (Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 1. Москва, 1998. С. 303), в статье «А се князи русьстии» Комиссионного списка Новгородской первой летописи младшего извода (середина 15 в.) – «рать Туралкова, а воевода Федорчюкъ» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 3. Москва, 2000. С. 469].
На Русь двинулись войска 5 «темников великих», трое из которых в летописях названы поимённо (Федорчук, Туралык, Сюга). Высказано предположение, что Федорчуком (с уменьшительным тюркским суффиксом) назван белозерский князь Фёдор Михайлович, породнившийся в 1302 г. с ордынским вельможей [Горский А. А. Воевода Федорчук: к вопросу о службе в Орде представителей русской знати (в печати)].
К ордынским войскам по приказу хана Узбека были вынуждены присоединиться отряды русских князей (московского князя Ивана I Даниловича Калиты, суздальского князя Александра Васильевича и их родственников). Составитель Никоновской летописи (1526–1530 гг.), ссылаясь на некий доступный ему источник («инде пишеть»), упоминает среди участников похода на Тверь также дядю князя Александра Васильевича – Василия Александровича (ПСРЛ. Т. 10. Санкт-Петербург, 1885. С. 194), однако такой князь по другим источникам неизвестен.
В результате военных действий «Федорчуковой рати» полному опустошению и сожжению подверглись Тверь, Кашин, другие города Тверского княжества, а также Новоторжская волость; многие люди были погублены и уведены в плен. Все тверские Рюриковичи, бросив свои владения, были вынуждены спасаться вне тверских пределов – в Ладоге и Пскове. Составитель Новгородской первой летописи, подчёркивая масштабы нашествия, отметил, что ордынцы «просто ркуще всю землю Рускую и положиша ю пусту». Новгородцы откупились от «Федорчуковой рати» 2 тыс. руб. серебра «и свои послы послаша с ними къ воеводамъ со множествомъ даровъ», и их земли «ублюде Богъ и святая СофѢя» (ПСРЛ. Т. 3. С. 341).
В начале 15 в. в Житии преподобного Сергия утверждалось, что именно последствия «Федорчуковой рати» привели его родителей к обнищанию и оскудению, ибо через год «наста насилование, сиречь княжение великое досталося князю великому Ивану Даниловичю, купно же и досталося княжение ростовьское к Москве» (Клосс. Т. 1. 1998. С. 303–304). Это свидетельство в историографии интерпретируется по-разному. По мнению некоторых исследователей, преподобный Епифаний Премудрый неточен в указании даты, ибо целиком Владимирское великое княжество, включая всё Ростовское княжество, Иван I Данилович Калита получил лишь после смерти великого князя владимирского и князя суздальского Александра Васильевича (ум. 1331). Примерно о том же времени свидетельствует и упоминание агиографом голода (ближайшие по хронологии к «Федорчуковой рати» летописные упоминания помещены под 1332). Другая группа исследователей склонна трактовать информацию Жития как достаточную для утверждения, что всё Ростовское княжество перешло во владение Ивана I Калиты уже в 1328 г. А. А. Горский считает наиболее вероятным, что преподобный Епифаний Премудрый был неточен лишь в том, что относил к владениям Ивана I Калиты в 1328/1329 г. всё Ростовское княжество, в то время как в его распоряжении в эти годы находилась лишь его половина.
В отличие от трактовки Жития преподобного Сергия, московские летописцы характеризовали последовавшие за «Федорчуковой ратью» годы как время «тишины» на Руси: «бысть оттолѢ тишина велика на 40 лѢт, и престаша поганiи воевати Русскую землю и закалати христiанъ, и отдохнуша и починуша христiане от великiа истомы и многыа тягости, от насилiа Татарскаго, и бысть оттолѢ тишина велика по всеи земли» (ПСРЛ. Т. 18. Санкт-Петербург, 1913. С. 90). Под 1368 г. «Федорчукова рать» упоминалась в Рогожском летописце и Симеоновской летописи (ПСРЛ. Т. 18. С. 109) в завершении рассказа о «Первой Литовщине»; от неё, как от ужасающего бедствия, ведётся хронологический отсчёт: «От Федорьчюковы до Олгердовы рати лѢт 41» (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Петроград, 1922. Стб. 90).