Андрей (епископ Тверской)
Андре́й [ум. 14.2.1324, Астраганский (Строганский) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь], русский церковный деятель, епископ Тверской (1290–1316). Сын полоцкого князя (1264–1267) Герденя.
Возможно, приехал в Тверь после гибели отца одновременно с владыкой Симеоном. Игумен тверского Отроча в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (до 1290).
В 1290 г. возведён на Тверскую кафедру митрополитом Киевским и всея Руси Максимом (Полное собрание русских летописей. Т. 18. 1913. С. 82). 8 ноября 1290 г. освятил кафедральный Спасо-Преображенский собор Твери, в 1292 г. закончена роспись храма. В 1293 г. в тверском Михайловском монастыре вместе с игуменом обители постри́г в монахини Софью Ярославну, сестру тверского князя Михаила Ярославича. 8 ноября 1294 г. венчал тверского князя Михаила Ярославича с ростовской княжной Анной Дмитриевной. В 1300 г. в Новгороде вместе с митрополитом Максимом и ростовским епископом Симеоном участвовал в хиротонии игумена Феоктиста во епископа Новгородского.
Способствовал церковному строительству и развитию монастырской жизни. В начале 14 в. построена церковь Архангела Михаила «на брезѣ» (на Загородском посаде на берегу Волги). Видимо, с конца 13 в. существовала деревянная церковь Святого Афанасия на Тверском посаде. Во 2-й половине 13 в. в Отроче монастыре был возведён каменный Успенский собор. Очевидно, что по благословению епископа Андрея Софья Ярославна основала монастырь во имя святого Афанасия Александрийского, сыгравший роль своего рода парного к мужскому Отрочу монастырю, где принимали постриг представители элиты. Основал Астраганский (Строганский) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь на реке Шоша. При епископе Андрее продолжалось ведение владычного летописания.
В конце 1310 – начале 1311 г. на церковном соборе в Переяславле (Залесском) Андрей, поддерживаемый, по всей вероятности, великим князем владимирским Михаилом Ярославичем, обвинил митрополита Киевского и всея Руси Петра в симонии и разрешении браков между близкими родственниками. Эта ситуация объяснялась Е. Е. Голубинским довольно тонкими разночтениями в понимании размеров и самого факта взимания мзды за поставление церковных иерархов (Голубинский. 1900. С. 108–111). Эти сюжеты раскрыты в «Написании о поставляющих мзды ради» к Михаилу Ярославичу учёного монаха Акиндина. По-видимому, в отрицании порядка взимания (или размера) такой мзды (равно как и в болезненной теме о признании близкородственных браков) у владыки Андрея были сторонники. На соборном суде присутствовал посол патриарха Константинопольского Афанасия I, направленный для проведения расследования по поводу предъявленных обвинений. После его доклада о результатах расследования в Константинополь там должно было быть принято окончательное решение о дальнейшей судьбе Петра (в июле 2014 при проведении археологических работ в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского была найдена свинцовая подвесная печать патриарха Афанасия I, – наиболее вероятно, привешенная к документу, связанному с Переяславским собором). Сменивший в 1310 г. Афанасия I новый патриарх Константинопольский, Нифонт I, доверительно отнёсся к обвинениям, предъявленным Андреем, о которых узнал от Михаила Ярославича, и готов был вызвать Петра на суд.
Результатом определённого компромисса, достигнутого на соборе, стало, по крайней мере, на некоторое время особое положение тверского епископа. Митрополит не был отправлен на судебное разбирательство в Константинополь, а весной 1311 г. в Твери Пётр в сослужении Андрея поставил двух епископов: 20 марта – Харлампия на неизвестную кафедру, а 21 марта – Прохора на Ростовскую кафедру.
28 марта 1316 г. покинул кафедру. Возможно, причиной его ухода стало продолжение конфликта с митрополитом Петром. Другим возможным объяснением является неприятие епископом разгрома, учинённого великим князем владимирским Михаилом Ярославичем «со всею Низовьскою землею и с Татары» новгородскому войску у Торжка в феврале 1316 г. Удалился в основанный им Астраганский монастырь. Несмотря на это, оставался духовным авторитетом для тверичей: в 1321 г. при его посредничестве («доконча миръ») был заключён мирный договор между великим тверским князем Дмитрием Михайловичем и его братом, Александром Михайловичем, с великим князем владимирским Юрием Даниловичем.
Епископу Андрею атрибутируется поучение (окружное послание), сохранившееся в сборнике 1422 г., которое надписано «святым Андреем» [Российская национальная библиотека. Научно-исследовательский отдел рукописей. Ф. 550 (Основное собрание рукописной книги). Q I. 312. Л. 196об.]. Поучение адресовано «мужам», т. е. благородным жителям Твери и содержит призывы к милосердию и добродетельной жизни.
Согласно фрагменту тверской летописи, 15 февраля 1324 г. епископ Тверской Варсонофий перевёз тело Андрея в Тверь и совершил отпевание в Спасо-Преображенском соборе (Государственный исторический музей. Отдел рукописей и старопечатных книг. Музейское собрание. № 1473).
Был похоронен во Введенском приделе Спасо-Преображенского собора Твери.