Дмитрий Михайлович
Дми́трий Миха́йлович (в крещении Димитрий) (15.9.1298, Тверь – 15.9.1326, в Орде), великий князь тверской (1318–1326) и владимирский (1322–1325). Из тверских Рюриковичей. Старший сын Михаила Ярославича. Брат Александра Михайловича, Константина Михайловича, Василия Михайловича. Зять великого князя литовского Гедимина.
8 ноября 1302 г. состоялись «постриги» (т. е. обряд первого пострижения и посажения на коня) Дмитрия Михайловича. По свидетельству Жития митрополита Киевского и всея Руси Петра, в отсутствие отца Дмитрий и его брат Александр принимали участие в Переяславском церковном соборе (конец 1310 или не позднее марта 1311), на котором обсуждался вопрос об обвинении киевского митрополита в симонии.
В начале марта 1311 г., узнав, что после смерти нижегородского и городецкого князя Михаила Андреевича Нижним Новгородом овладел брат московского князя Юрия Даниловича князь Борис Данилович (ум. 1320), Дмитрий Михайлович собрал войска для похода на Нижний Новгород, выступив на защиту интересов отца, который как великий князь владимирский имел право на выморочные уделы. Однако митрополит Пётр не дал благословения на этот поход, и князь, распустив войско, вернулся в Тверь.
В 1313 г. у Дмитрия Михайловича произошло столкновение с новгородцами, после того как в Новгород прибыли направленный туда Юрием Даниловичем его брат, князь Афанасий Данилович (ум. 1322), и сопровождавший его ржевский князь Фёдор (ум. после 1316), который арестовал и держал на дворе архиепископа наместников Михаила Ярославича. Новгородцы во главе с князем Фёдором двинулись к Твери, сожгли несколько сёл за Волгой, остановившись «у Броду». Войско Дмитрия Михайловича встало на другом берегу Волги. Так противники простояли до заморозков, после чего был заключён мир «на всеи воли новгородскои» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 3. Москва, 2000. С. 94].
В 1318 г. Дмитрий и Александр Михайловичи провожали отца, отправлявшегося в Орду, до Владимира и предлагали поехать ко двору хана Узбека вместо него. Михаил Ярославич, предполагая, что он может не вернуться из ханской ставки живым, дал им прощальный наказ и передал грамоту-завещание, распределив между сыновьями уделы.
После гибели отца в ноябре 1318 г. стал правителем Тверского княжества. В 1319 г. участвовал в торжественном захоронении останков отца в Спасо-Преображенском соборе Твери. В 1321/1322 г. выступил вместе с братьями во главе тверских и кашинских полков против шедшего на Кашин великого князя владимирского Юрия Даниловича и суздальских князей. При посредничестве бывшего епископа Тверского Андрея стороны примирились, заключили соглашение, по которому тверские князья отдали Юрию Даниловичу ордынский выход (по данным Новгородской первой летописи – 2 тыс. руб.).
В марте 1322 г. отправился в Орду, где хан Узбек, утратив, видимо, доверие к московскому князю, задержавшему собранный выход (Юрий Данилович уехал с ним в Новгород), передал Дмитрию Михайловичу ярлык на Владимирское великое княжество. С Новгородом у Дмитрия Михайловича были серьёзные трения (по упоминанию в новгородском договоре 1327 можно сделать вывод, что он в нарушение обязательств покупал сёла в Новгородской земле). Вероятно, в связи с получением ярлыка на великое княжение митрополит Пётр обратился к князю с «Поучением...» («Пооученiе Петра митрополита всея Руси кьнязю Дмитрею, и к матери его, и братьи его, и къ епископу, и к бояромъ, к старымъ и к молодымъ»), которое сохранилось в списках старшей редакции Новгородской четвёртой летописи, летописи Дубровского и сборнике 17 в. В нём митрополит истолковывал несчастья, постигшие Тверское княжество, как Божии наказания, призывал к страху Божиему и отмечал, что «старҍи добрҍ помьнять, како было пьри великомъ князи и при матери его» (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 3. Ленинград, 1929. С. 627), они должны напоминать об этом молодым, дабы те были в послушании.
В правление Дмитрия Михайловича в Твери в 1323–1325 гг. была построена каменная Феодоровская церковь (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Петроград, 1922. Стб. 42). Как верно полагал Н. Ф. Красносельцев, резонно думать, что это был храм монастыря Феодора Тирона и Феодора Стратилата, находившегося неподалёку от Тверского кремля на острове при впадении реки Тьмака в Волгу (Красносельцев Н. Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885. С. 18–23. № 2). Об этом монастыре говорится в выходной записи греческого писца Фомы Сириянина, переписавшего там в 1316–1317 гг. Иерусалимский церковный устав на греческом языке (ныне хранится в Библиотеке Ватикана: Vat. gr. 784). По данным Симеоновской и Никоновской летописей, сооружению и украшению храма способствовал игумен Иван Царегородец (ПСРЛ. Т. 18. Москва, 2007. С. 89; Т. 10. Москва, 2000. С. 189; годом освящения церкви в этих летописях указан 1323). Исходя из приведённых сведений, весьма вероятно, что в Феодоровском монастыре в 1-й четверти 14 в. проживала группа монахов-греков.
В 1325 г. Дмитрий Михайлович вновь поехал в Орду. Чтобы отомстить за смерть отца, 21 ноября убил без ханского разрешения князя Юрия Даниловича, которого считал виновником гибели Михаила Ярославича. Спустя почти год, в день своего рождения, казнён в Орде по приказу хана Узбека. В общерусских летописях казнь Дмитрия Михайловича объяснялась наказанием за несанкционированное убийство московского князя.
Был женат (с начала 1321) на дочери великого князя литовского Гедимина, крестившейся с именем Мария (ум. 1348), которая после смерти мужа приняла монашеский постриг.
Останки князя, привезённые из Орды, были захоронены в Спасо-Преображенском соборе в Твери.
В «Послании...» Спиридона-Саввы (1510-е гг.) упоминается с прозвищем Звериные Очи (Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских. Москва ; Ленинград, 1955. С. 167), в родословных книгах (начиная с 1540-х гг.) – Грозные Очи.