Иран. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Ира́на. Одна из древнейших музыкальных культур, непрерывно развивающаяся на протяжении более 2,5 тыс. лет.
Первые сведения о музыкальной культуре Ирана восходят к государству Ахеменидов (6–4 вв. до н. э.), в котором существовали культовая, придворная, военная музыка. От древних культур Междуречья был унаследован ряд музыкальных традиций (участие придворных музыкантов в сражениях, торжественных процессиях, царской охоте) и инструментов. Развитой музыкальной культурой, в том числе инструментальной, обладали входившие в состав ахеменидского Ирана Бактрия, Парфия, Маргиана, Согдиана с их ираноязычным населением. При Селевкидах (4 в. до н. э.), затем в период Парфянского царства (2-я половина 3 в. до н. э. – 1-я четверть 3 в. н. э.) в музыкальную культуру проникли черты эллинизма; одновременно иранские музыкальные инструменты (лютневые, арфа чанг) широко распространились за пределами Ирана. На протяжении веков формировались музыкальные традиции зороастризма: речитация священных текстов, пение гимнов Авесты – 17 Гат Заратуштры (устная традиция; музыкальные ритм и форма определялись особенностями текста); музыка была важной частью зороастрийских праздников. Сохранились сведения об использовании культовой музыки зороастризма во врачевательном и похоронном обрядах. Среди древнейших иранских традиций – празднование ноуруза (весеннего равноденствия), связанного с культом Ахурамазды. Предположительно в рамках этого обряда сформировались песенные циклы, ставшие прообразом средневековых классических циклических композиций.
Расцвет музыкальной культуры средневекового Ирана пришёлся на эпоху Сасанидов (3–7 вв.), когда оформились традиции высокой музыки. Представители правящей династии покровительствовали поэтам и музыкантам, нередко сами были знатоками музыкального искусства, например шах Вахрам V Гур (5 в.) – Бахрам Гур средневековых поэм и дастанов.
Шах Хосров II Парвиз (конец 6 – 1-я треть 7 вв.) содержал штат профессиональных музыкантов – инструменталистов и певцов, сопровождавших его в военных походах, выездах на охоту и придворных увеселениях. Известнейшие среди них – Рамтин, Накиса Чанги, Саркаш, женщины-музыкантши Озодвар (Азадвар) Чанги, Гису Навагар (обе упоминаются в поэме «Семь красавиц» Низами Гянджеви, 12 в.).
Самый знаменитый музыкант 1-й половины 7 в. – лютнист, поэт-певец и учёный Барбад, который считается создателем «семи королевских ладов» (хосровани), 30 лахн (песен) и 360 дастанов. Его творения существовали в устной традиции до начала 11 в. (см., например, «Сказание о Барбаде-музыканте» в «Шах-наме» Фирдоуси); по некоторым данным, они были известны в Бухаре до начала 13 в. Предположительно с его именем связан классический иранский музыкальный инструмент – лютня с короткой шейкой барбат. В сасанидскую эпоху ко двору привлекались многочисленные музыканты из других стран, в особенности из Индии. Было широко распространено искусство местных традиционных музыкантов, устраивались массовые празднества с музыкой. В особом почёте была инструментальная музыка. Иконографические памятники сасанидской эпохи, в которую культивировался зороастризм, памятники среднеперсидской, т. н. пехлевийской, литературы (например, «Драхт-и асурик» – «Ассирийское дерево»; первый научный перевод на русский язык сделан в 2001 О. М. Чунаковой), арабские источники свидетельствуют о существовании придворных ансамблей, в которые входили: арфы вертикальные (классический иранский чанг) и горизонтальные (дуговая арфа вин, индийского происхождения), лютни с короткой шейкой (барбат) и длинной шейкой (танбур), струнный смычковый инструмент кеманча, продольная флейта най, духовой язычковый зурна, губной орган (китайского происхождения) и др. Аэрофоны (в том числе труба карнай), бубны, барабаны, различные идиофоны использовались в военной музыке. Классическая музыка эпохи Сасанидов в дальнейшем стала одной из основ светской профессиональной музыки всего мусульманского мира.
После арабского завоевания, в 7–9 вв., иранская музыка способствовала формированию высокой культуры Халифата и продолжала своё существование в рамках арабо-мусульманской культуры. Продолжали развиваться виртуозное инструментальное исполнительство, теория музыки, которая во многом основывалась на греческой. Персами по происхождению были почти все придворные певцы Халифата и многие теоретики и инструменталисты, например отец и сын Маусили. В эпоху Саманидов (конец 9 – 10 вв.), когда культурными центрами Халифата стали Бухара и Самарканд, выдвинулись музыканты, родившиеся и/или работавшие в Средней Азии, среди них – прославленные теоретики аль-Фараби, Ибн Сина.
Классический период развития музыкальной культуры Ирана – 10–15 вв. В памятнике классической персидской прозы «Кабус-наме» (конец 11 в.; рус. пер. Е. Э. Бертельса, 2-е изд., Москва, 1958) в главе «Об обычаях музыкантов» содержатся ценные сведения о музыкальной жизни, об обычаях и традициях музыкантов, о бытовавших в то время макамных формах. В тот период сформировалась одна из высших форм иранской классической музыки – циклический дастгях. В основе дастгяха лежат модальные лады (всего 12, из них 7 основных), за которыми закреплены определённые образно-эмоциональные характеристики и названия; каждый из них служит основой для производных ладомелодических построений – гюше (система в целом родственна азербайджанскому мугаму). Цикл дастгяха состоит из нескольких вокальных и инструментальных частей; их последование, использование тех или иных стихотворных форм (поэтическая основа дастгяха – газель), ладов и ритмоформул, особенности исполнения определяются сводом правил (радиф). Позднее в его композицию включается также лирическая песня тесниф и музыка танцевального характера ренг. В трудах Сафиаддина Урмави, Абдулгадира Мараги и других учёных музыкантов той эпохи упорядочены и канонизированы нормы музыки. Ладовая система связывается со строением грифа (т. е. с расположением ладов на грифе) 4-струнного барбата и 2-струнного хорасанского танбура; первое наиболее подробное описание их конструкции содержится в «Большом трактате о музыке» аль-Фараби (1-я половина 10 в.). Наиболее исчерпывающие сведения о ладовой системе макама содержатся в «Трактате о музыке» Джами (2-я половина 15 в.). В то время развивалась и городская культура, возросла популярность «малых» музыкально-поэтических жанров, среди которых – газель, касыда, рубаи, тесниф.
Исламские традиции призыва к молитве (азан) и напевной речитации Корана (тилява) отличались в Иране большей ролью мелодического начала и более сложной вокальной техникой. Значительная роль отводилась музыке в шиитской мистерии тазийе, или шебих (о трагической гибели имама Хусейна и 72 его сподвижников в битве при Кербеле), в суфийской церемонии зикр; в среде суфийских дервишей сформировались также традиции сина-занья (групповые бдения с антифонной перекличкой), маснави (поэмы мистического содержания), марсия (плачи по мученикам веры).
В правление Сефевидов (16 – 1-я половина 18 вв.) на музыку был наложен ряд запретов. Вместе с тем продолжали развиваться формы городской музыкальной жизни, возросла роль странствующих музыкантов.
В 19 в. классическая музыка стала возрождаться. При дворе Насир ад-Дин-шаха возобновилась музыкальная жизнь, выдвинулись традиционные музыканты-инструменталисты Али Акбар Фарахани (ум. 1862), его сыновья Мирза Абдулла (1843–1918) и Мирза Хоссейн Голи (1853–1916). Традиции классической инструментальной музыки продолжали и развивали Дервиш-Хан (Голам Хоссейн Дервиш-Хан; 1872–1926), Али Акбар Шахнази (1897–1986), Абдулла Давами (1891–1980; знаток радифа, исполнитель теснифов), Ахмад Эбади (1906–1993) и др. Многие из них прославились и за пределами страны.
Наряду с классической иранской музыкой и народной музыкой персов (последняя включает календарные песни, праздники с музыкой), в Иране существует множество локальных традиций, представленных у белуджей (странствующие музыканты лори), курдов, армян и других народов. Значительное место в культуре страны принадлежит азербайджанским ашыгам (на севере страны, историческая область Южный Азербайджан), которые исполняют лирические и исторические песни в собственном сопровождении на сазе, таре (искусство азербайджанских ашыгов включено в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, 2009), туркменским бакши (на северо-востоке, историческая область Хорасан).
В конце 19 в. в Иран начали проникать европейские влияния, в 20 в. сформировалась композиторская школа. Большое влияние на развитие музыкальной культуры Ирана в 20 в. оказал Али Наги Вазири (1887–1979), знаток радифа (играл на таре, сетаре, скрипке), педагог; он предложил использовать для записи иранской музыки европейское нотное письмо (с добавлением специальных знаков), инициировал первые публичные концерты иранской и европейской классики для широкой аудитории в стране и за её пределами.
Музыкальный центр страны в 20–21 вв. – Тегеран. При Высшем политехническом училище «Дар-оль-фонун» в 1914 г. был открыт отдел для обучения военных музыкантов, на базе которого в 1918 г. создана консерватория европейского типа. В 1923 г. Али Наги Вазири основал школу «Мадресе-йе Али-йе мусиги» (начала работать в 1924). В 1920-е гг. в Иране стали появляться симфонические оркестры, включающие, наряду с европейскими академическими инструментами, традиционные иранские. Рухолла Халеги (1906–1965) организовал Общество национальной музыки (1944) с Оркестром национальных инструментов, на базе Общества открыл Школу национальной музыки (1949). Функционировали Филармоническое общество (1940), Государственная филармония (1953), Оркестр национальных инструментов (начало 1950-х гг.). В Тегеране работал Театр оперы и балета имени Рудаки (1967), в 1961 г. состоялся Международный музыкальный конгресс. В 1967–1977 гг. в Ширазе проводился Фестиваль национального искусства. Был основан Центр по сохранению и распространению традиционной музыки. Европейской музыке обучали также в Тегеранской консерватории, Высшей школе искусств, Институте культуры и искусства в Тегеране. Среди исполнителей 20 в.: дирижёры – Хешмат Сенджери (1917–1995), Фархад Мешкат (род. 1937); инструменталисты – пианист Эмануэль Мелик-Эсланян (1915–2003), скрипач – Али Форуг; оперные певцы – Хоссейн Саршар (1934–1995, по другим данным, 1931–1992), Монир Вакили (1924–1983); исполнители иранской классической музыки: певцы – Акбар Гольпайегани (1934–2023), Хоссейн Гавами (1909 – 1990 или 1989), Марзие-ханум (1924–2010), Хумейра (род. 1945), Манучехр Сахаи (1935–2011), Насер Растегар-Неджад (1939–2018; также исполнитель на сантуре), инструменталисты – Аминолла Андре Хосcейн (тар; 1905–1983), Хосcейн Малек (сантур; 1925–1999), Хоссейн Явари (най), Али Аскар Бахари (1905–1995; кеманча), Хоссейн Техрани (1912–1974; томбак), Мортеза Неидавуд (тар; 1900–1990; эмигрировал в США в 1977) и др. Первая в Иране женщина, публично исполнявшая иранскую классическую музыку, – певица Гамар-аль-Молюк Вазири (1903, по другим данным, 1905 – 1959). Наиболее известный среди музыковедов – Мехди Баркешли (1912–1988).
В первые годы после Исламской революции 1979 г. в Иране были официально разрешены только ортодоксальные культовые формы музыки и исламские революционные песни, многие музыкальные коллективы и институты были распущены. Некоторые музыканты эмигрировали, в их числе – популярные певцы Ареф (род. 1941, по другим данным, 1940), Дарьюш (род. 1951).
С 1990-х гг. разнообразная музыкальная культура Ирана возрождается, в Тегеране основаны Иранский оркестр новой музыки (1995), Национальный оркестр Ирана (1998), Симфонический оркестр наций (основан в 2007 под названием «Персеполис», современное название с 2008), Камерный оркестр Иранского радио и телевидения. В 2002 г. в Тегеране поставлена опера «Рустам и Сухраб» Лориса Чкнаворяна, регулярно в стране и за рубежом выступает Тегеранский симфонический оркестр [основан в 1933, среди главных дирижёров – Надер Машайехи (род. 1958), Али Рахбари (род. 1948)]. Известность в Иране и за его пределами получили ансамбли традиционной классической и народной иранской музыки (в том числе «Моулави», гастролировал в Москве в 2004). Традиционная профессиональная иранская музыка поныне исполняется на классических инструментах, из них основные: цимбалы сантур, щипковый сетар, смычковая кеманча, флейта най, кубкообразный барабан томбак, рамный барабан даф; присутствует сольное мужское и женское пение. Опытные музыканты владеют изысканным искусством ритмической импровизации. В Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО включены иранский радиф (2009), шиитская мистерия тазийе (2010), традиция игры на кеманче (2017).
Сохраняются массовые праздники с песнями и танцами (в том числе ноуруз; включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, 2016), в городах широко популярна развлекательная музыка. Пропагандой художественной культуры Ирана, организацией концертов, научных конференций занимается Иранское камерное общество (2001).
В числе музыкантов: композитор Лорис Чкнаворян (род. 1937), автор музыкально-сценических произведений, киномузыки; инструменталисты – Хоссейн Ализаде (род. 1951; тар), Насер Фархангфар (1947–1998; томбак), Мохаммад Реза Лотфи (1947–2014; тар, сетар), Парвиз Мешкатьян (1955–2009; сантур), Кейхан Кальхор (род. 1963; кеманча; исполняет классическую курдскую и иранскую музыку, также композитор); классические певцы – Мохаммад Реза Шахарьян (1940–2020), Шахрам Назери (род. 1950, выступает также в суфийском репертуаре) и певицы – Париса (род. 1950), Хенгаме Ахаван (род. 1955); популярная певица Гугуш (род. 1951, в 2000 эмигрировала).