Национальная традиция в культуре

Лошадь в культуре Ойо

Лошадь в культуре Ойо. Весьма важную роль в культуре играла лошадь. Столица находилась на крайнем северо-западе по отношению к основной территории проживания йоруба. климат и растительность позволяли содержать значительное конное войско. По т. н. Дагомейскому проходу в тропическом лесу конница Ойо совершала регулярные рейды на юг, вплоть до прибрежных районов Гвинейского залива, с целью грабежа и сбора дани.

Примерно 18 в. датируется конная бронзовая скульптура Ораньяна – основателя Ойо. Скульптура запечатлела управление лошадью без , характерную в прошлом и для других районов Африки южнее Сахары. Ораньян управляет лошадью левой рукой с помощью . В начале 19 в. лошадь в Ойо стоила в 3–4 раза дороже коровы и в 2 раза дороже лучшего раба. Лошади приобретались преимущественно для использования в ритуалах и церемониях. Ритуализация лошади стала одним из устойчивых элементов традиционной культуры. Лошадь, особенно привезённая издалека, считалась одним из атрибутов власти, признаком богатства и высокого социального статуса её владельца. В сельском хозяйстве лошадь практически не применялась.

Один из приближённых алафина имел титул «хозяин лошади». Считалось, что его главной обязанностью было сопровождать алафина в загробной жизни. Наряду с несколькими другими придворными он принуждался к самоубийству после смерти царя, а при жизни последнего находился в привилегированном положении: пользовался неограниченной свободой в повседневной жизни.

В Ойо был своеобразный способ «подсчёта» количества всадников, требовавшихся для достижения военного успеха: на земле расстилали буйволиную шкуру, по которой должны были проскакать конные воины. Число их считалось достаточным тогда, когда шкура превращалась под копытами коней в лохмотья. Поскольку известно, что йоруба умели производить сложные и точные вычисления, например при торговых операциях, подобную «систему подсчёта» следует рассматривать как символическую, как часть ритуалов, связанных с морально-психологической подготовкой воинов к битве. Одной из особенностей их экипировки была специальная обувь, которая изготовлялась вместе со шпорами, намертво на ней закреплёнными.

Как и в других доколониальных государствах Западной Африки, лошадьми в Ойо монопольно владела знать. Существовала специальная категория знатных воинов – бада. Каждый из них имел по крайней мере 1–2 боевых коней и несколько телохранителей, которых содержал за собственный счёт. Воин должен был в совершенстве владеть военным искусством, сражаться исключительно верхом на лошади и быть готовым в опасный момент броситься в самую гущу битвы. Бада образовывали самостоятельные воинские части.

  • Исторические государства Африки
  • Культура народов Африки