Герасим (митрополит Киевский и всея Руси)
Гера́сим (ум. июль 1435, Витебск), русский церковный деятель, митрополит Киевский и всея Руси (не позднее 1433 – 1435). В выходной записи («Похвала Витовта» 1-й редакции) 15 в., помещённой в рукописи «Слов постнических Исаака Сирина» (1428) сообщается, что Герасим был «родом москвитин, Титов сын, а Болванов внук» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. F. I. 476. Л. 153 об., 154 об.). Эта запись свидетельствует о том, что он родился в пределах Московского княжества, возможно непосредственно в Москве.
В 1414 г. митрополитом Киевским Фотием рукоположен из иеромонахов во епископа Владимирского и Берестейского. В 1415 г. участвовал в Соборе западнорусских епископов, на котором была создана отдельная от общерусской митрополия во главе с Григорием Цамблаком. Не позднее 1428 г. переведён на Смоленскую кафедру.
После смерти Фотия (2.7.1431) выдвинут великим князем литовским Свидригайло кандидатом на митрополичий престол. Между 1 сентября 1432 и началом 1433 гг. поставлен в Константинополе патриархом Иосифом II митрополитом Киевским и всея Руси. В историографии выдвигалось предположение, что Герасим был поставлен на общерусскую митрополичью кафедру, но для управления западными епархиями Русской Церкви, однако эта точка зрения не находит надёжного подтверждения в источниках. С середины 15 в. общерусские права Герасима ставились под сомнение в Москве митрополитом Ионой и его преемниками.
Осенью 1433 г. Герасим вернулся в Смоленск, а не в Москву, что было вызвано, по свидетельству псковских летописей, обострением Московской усобицы 1425–1453 гг. Установил контакт с великим князем литовским Сигизмундом, что подтверждается грамотой от 12 января 1434 г., согласно которой Сигизмунд признал церковную власть Герасима над своими землями (Полехов. 2015. С. 533–534). 26 мая 1434 г. в Смоленске возглавил хиротонию игумена новгородского Лисицкого в честь Рождества Богородицы мужского монастыря Евфимия II в архиепископа Новгородского. Летом 1434 г. осуществил поездку по принадлежавшим Свидригайло землям и замкам (точно известно о посещении Киева и Луцка), которая способствовала переходу Луцка под контроль Сигизмунда в ходе династической войны в Великом княжестве Литовском (ВКЛ). Неясна роль Герасима в попытках заключения церковной унии в ВКЛ в 1-й половине 1430-х гг., осуществлявшихся по инициативе великого князя Свидригайло.
В 1435 г. в Смоленске был раскрыт заговор против Свидригайло, у Герасима были обнаружены некие «переветные грамоты», свидетельствовавшие о его контактах с великим князем литовским Сигизмундом (по мнению С. В. Полехова, среди прочего речь шла о грамоте Сигизмунда 1434). Герасим был арестован на своём дворе, затем отправлен в Витебск, где 4 месяца пребывал «в железах».
По распоряжению Свидригайло сожжён на костре. Датировки этого события в источниках расходятся. В псковских летописях содержатся 3 даты: в Псковской первой летописи – 30 июля на память апостолов Силы и Силуана, при этом место смерти не обозначено (Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 5, вып. 1. Москва, 2003. С. 43), в Псковской второй летописи – 26 июля, местом казни подразумевается Витебск (ПСРЛ. Т. 5, вып. 2. Москва, 2000. С. 45), в Псковской третьей летописи – 28 июля, местом казни прямо называется Витебск (ПСРЛ. Т. 5, вып. 2. С. 131). В белорусско-литовских летописях (Никифоровской, Супрасльской, Слуцкой, Академической, Рачинского, Ольшевской, Румянцевской, Евреиновской) дата гибели не указывается, а местом гибели определённо назван Витебск (ПСРЛ. Т. 35. Москва, 1980. С. 35, 58, 77, 107, 109, 164, 190, 211, 232). Ещё в конце 17 в. в Витебске сохранялся камень, на котором, по преданию, был сожжён митрополит (Дневник визитатора Доминиканских монастырей Северо-Западного края за 1821–1832 гг. // Археографический сборник документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси. Вильна, 1904. Т. 14. С. 131).