Леверидж
Ле́веридж (от англ. leverage – эффект рычага), долгосрочно действующий фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных экономических показателей предприятия, отрасли и т. п. Основным результативным показателем деятельности компании является чистая прибыль, которая зависит от многих факторов, что делает возможным факторное разложение её изменений. Различают три вида левериджа: производственный (операционный), финансовый, комбинированный.
Управленческие решения относительно формирования активов компании (инвестиционной политики), объёма производства и реализации продукции, разработки технологических характеристик продукции связаны с производственным (операционным) риском, который обусловлен технологией производства, отраслевыми особенностями бизнеса, конъюнктурой рынка, инфраструктурой, макроэкономической ситуацией. Влияние производственного риска на прибыль до вычета процентов и налогов находит отражение в уровне производственного левериджа.
Производственный леверидж
Производственный (операционный) леверидж (operating leverage) – характеристика зависимости чистой прибыли компании от изменений в структуре себестоимости и объёме выпуска её продукции. Уровень производственного левериджа определяется отношением вложенного дохода (разницы выручки и совокупных переменных издержек) к прибыли до выплаты процентов и налогов:
где DOL (degree of operation leverage) – уровень производственного (операционного) левериджа, CM (contribution margin) – вложенный доход в формирование прибыли, SR (sales revenues) – выручка от реализации, P (price of good) – цена продукции, VC (variable costs) – переменные издержки на единицу продукции, Q (quantity of goods sold) – количество реализованной продукции, EBIT (earnings before interests and taxes) – прибыль до вычета процентов и налогов.
Чем выше доля внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), тем больше доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции и, следовательно, тем выше уровень производственного левериджа, что приводит к повышению уровня риска компании и соответственно нормы требуемой доходности её ценных бумаг.
Управление значением и динамикой операционного левериджа является элементом стратегии развития компании. Увеличение этого показателя приводит, с одной стороны, к наращиванию технического потенциала фирмы (увеличению доли внеоборотных активов), с другой, – к возникновению дополнительного риска неокупаемости осуществлённых инвестиций. Высокий уровень операционного левериджа характерен для высокотехнологичных производств, предприятий ресурсоёмких отраслей, металлургической промышленности и транспорта.
Финансовый леверидж
На формирование чистой прибыли компании влияют не только структура себестоимости её продукции и связанный с этим деловой риск, но и финансовый риск, определяемый структурой источников финансирования компании. Привлекая заёмные средства, компания получает возможность более активного расширения своей деятельности, однако повышает риск с позиции возможностей и условий привлечения дополнительного капитала в будущем.
Финансовый леверидж (financial leverage) – характеристика зависимости чистой прибыли компании от изменений объёма и структуры источников финансирования её деятельности. Компания, имеющая значительную долю заёмного капитала (например, обязательств в виде облигаций), т. е. высокий уровень финансового левериджа, является финансово зависимой, в отличие от компании, финансирующей свою деятельность главным образом за счёт собственных средств (акционерного капитала), т. е. имеющей невысокий уровень финансового левериджа.
Уровень финансового левериджа характеризует взаимосвязь между чистой прибылью компании (без учёта налогов) и величиной прибыли до выплаты процентов и налогов:
где DFL (degree of financial leverage) – уровень финансового левериджа, EBT (earnings before taxes) – прибыль до вычета налогов, ∑ Int (interests) – сумма процентов по заёмному капиталу.
Чем больше сумма процентов к выплате, являющихся постоянными обязательными расходами, тем меньше чистая прибыль. Увеличение доли заёмного капитала в структуре источников финансирования компании (отношения долга к активам) повышает степень риска её ценных бумаг. Увеличение финансового риска компании приводит к более высоким нормам требуемой доходности на её ценные бумаги, в том числе к росту расходов по обслуживанию заёмных средств (суммы процентов) и, соответственно, к сокращению чистой прибыли, а также к более высокой норме ожидаемой доходности на акции компании.
Комбинированный леверидж
Комбинированный (производственно-финансовый) леверидж (operating-financial leverage) характеризует взаимное усиление двух вышеназванных эффектов и показывает влияние объёмов производства, расходов нефинансового и финансового характера и соотношения источников финансирования компании на её чистую прибыль.
Уровень комбинированного левериджа рассчитывается как произведение уровней производственного (DOL) и финансового (DFL) левериджа:
Где DCL (degree of operating-financial leverage) – уровень комбинированного левериджа. Комбинированный леверидж используется для определения ожидаемой прибыли на акцию при заданном объёме реализации продукции:
где EPSe (expected earnings per share) – ожидаемая прибыль на акцию, EPS (earnings per share) – прибыль на акцию при существующем объёме производства, △Q (changing of quantity) – изменение объёма реализации (в процентах).
Анализ зависимости ожидаемой прибыли на акцию от объёма продаж, т. е. количественная оценка уровня левериджа, выполняется с помощью метода «мёртвой точки», или «точки безубыточности» (критического объёма продаж), – определения для каждой конкретной ситуации объёма выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность компании. С точки зрения операционного левериджа под безубыточностью понимается деятельность, обеспечивающая ненулевую прибыль до вычета процентов и налогов, но при неблагоприятных условиях весь этот доход может быть использован на оплату процентов по заёмному капиталу, поэтому необходимо рассматривать и влияние финансового левериджа. Чем выше уровень операционного и/или финансового левериджа, тем больше отодвигается «точка безубыточности». Значимость концепции левериджа заключается в том, что она позволяет уловить точное влияние изменения объёма продаж на прибыль, доступную держателям акций компании.