Шёстрём Виктор
Шёстрём Ви́ктор (Victor Sjöström; полное имя Виктор Давид Шёстрём, Victor David Sjöström) (20.9.1879, Сильбудаль, лен Вермланд – 3.1.1960, Стокгольм), шведский режиссёр, актёр, сценарист. Основатель классической шведской школы кинематографа.
Сын торговца лесом Улофа Адольфа Шёстрёма (1841–1896) и актрисы Софии Элизабет Хартман (1844–1886). В 1880 г. семья переехала в Нью-Йорк. После смерти матери мачехой Виктора стала его няня М. Олсон. Спасаясь от нелюбимой мачехи и авторитарного отца, возвратился в Швецию, где его воспитанием занялся дядя, В. Хартман (1839–1898), актёр Королевского драматического театра в Стокгольме. Учился в школе в Уппсале, там же занимался в любительском театре. Мечтая о профессиональной сцене, в 1896 г. примкнул к гастролирующей театральной труппе Э. Альбома. С 1898 г. работал в Шведском театре в Хельсинки.
В 1912 г. приглашён в объединение шведских кинотеатров Svenska Biografteatern (Svenska Bio), основанное в 1907 г. Ч. Магнуссоном и Ю. Йенсоном. В 1912 г. снял первые короткометражные фильмы: «Садовник» («Trädgårdsmästaren»), запрещённый шведской цензурой, т. к. «показывал красоту смерти» [«Rättsförvillande genom "döden i skönhet"» (The Swedish Films Database)]; «Тайный брак» («Ett hemligt giftermål»). Среди других фильмов: «Голос крови» («Blodets röst», 1913), «Любовь сильнее ненависти, или Тайна дочери леса» («Kärlek starkare än hat eller skogsdotterns hemlighet», 1914), «Один из многих» («En av de många», 1915), «Поцелуй смерти» («Dödskyssen», 1916), «Терье Виген» («Terje Vigen», 1917). Высокое мастерство работы с актёрами позволило добиваться предельно эмоциональной игры, реализма в интерпретации характеров героев.
В режиссуре тяготел к литературоцентризму, создавая фильмы по произведениям североевропейских авторов: вместе с Я. Бергманом написал сценарии фильмов «Завещание его превосходительства» («Hans nåds testamente», 1919), «Кто судит?» («Vem dömer», 1922), «Огонь на борту» («Eld ombord», 1923), поставил фильм по его роману «Маркуреллы из Вадчёпинга» («Markurells i Wadköping», или «Väter und Söhne», 1930).
Экранизировал романы С. Лагерлёф «Иерусалим» («Jerusalem», 1901–1902), сняв на основе первых 4 глав 1-й книги фильмы «Сыновья Ингмара» («Ingmarssönerna», 1918) и «Карин, дочь Ингмара» («Karin Ingmarsdotter», 1920). В ленте «Возницы» (или «Призрачная повозка», 1920) – экранизации романа Лагерлёф «Твоя душа будет свидетелем» («Körkarlen») – использовал новаторскую структуру повествования с воспоминаниями внутри воспоминаний, а также сложные двойные экспозиции. В картине присутствуют черты моралите, мелодрамы, фантастического фильма и хоррора. В 1919 г. Лагерлёф продала права на экранизацию всех ещё не опубликованных произведений студии Svenska Bio, где работал Шёстрём.
Ставил фильмы по произведениям Г. Ибсена, Ф. Грильпарцера, исландского драматурга Йоуханна Сигюрйоунссона и др.
В 1912–1923 гг. снял в Швеции более 40 фильмов.
Как актёр участвовал в собственных фильмах («Жизненные конфликты», «Livets konflikter», 1913; «Забастовка», «Strejken», 1914; «Она торжествует», «Hon segrade», 1916; «Горный Эйвинд и его жена», «Berg-Ejvind och hans hustru», 1918; «Мастер», «Mästerman», 1920) и в лентах М. Стиллера («Лучший фильм Томаса Гроля», «Thomas Graals bästa film», 1917; «Лучший ре6ёнок Томаса Гроля», «Thomas Graals bästa barn», 1918; и др.).
С 1923 г. по приглашению американского продюсера Л. Б. Майера работал в Голливуде, где сосредоточился только на режиссуре. Первая работа – экранизация пьесы Л. Н. Андреева «Тот, кто получает пощёчины» («He Who Gets Slapped», 1924). В фильме снимались американские звёзды эпохи немого кино – Л. Чейни, Н. Ширер, Дж. Гилберт.
В 1928 г. поставил по пьесе Г. Ангер, основанной на биографии С. Бернар, фильм «Божественная женщина» («The Divine Woman») с Г. Гарбо в главной роли. Чёрно-белый немой фильм долгое время считался утерянным, но в 1993 г. его 9-минутный фрагмент был обнаружен в Госфильмофонде России.
Фильмы, снятые в Голливуде, в отличие от его ранних шведских работ, не так высоко оценены критиками, но 2 ленты – «Алая буква» («The Scarlet Letter», по одноимённому роману Н. Готорна, 1926) и «Ветер» («The Wind», по одноимённому роману Д. Скарборо, 1928) – выделялись из общего числа. Л. Гиш – исполнительница главных ролей – предстала перед зрителем образцом лиризма, наивности и морального благородства. В «Алой букве» режиссёр обратился к темам нетерпимости и социальной изоляции, что сделало фильм созвучным ранней работе – «Горный Эйвинд и его жена» («Berg-Ejvind och hans hustru»). В картинах персонажи оказываются в центре нравственной и социальной драмы, ожидая расплаты за свои грехи. В ленте «Ветер» Шёстрём превратил стихию в полноценный самостоятельный персонаж, провёл параллель между напором стихии и буйством человеческих страстей. Возросшая роль природы и натурные съёмки («Ветер» снимался в пустыне Мохаве и г. Бейкерсфилд, штат Калифорния), очарование и поэтическое видение природы позволяют говорить о влиянии на фильм ранних работ режиссёра.
В 1930 г. снял свой первый звуковой фильм – «Дама, которую стоит любить» («A Lady to Love»). В том же году вернулся в Швецию. Последней режиссёрской работой стала мелодрама «Под кардинальской мантией» («Under the Red Robe», 1937).
В 1931–1952 гг. работал в театрах Стокгольма (участвовал в спектаклях по драмам Ф. Гарсии Лорки, А. Миллера).
В 1943–1949 гг. художественный руководитель главной киностудии Швеции Svensk Filmindustri.
С 1940-х гг. художественный советник, консультант студии Svenska Bio.
Снимался у таких режиссёров, как Г. Муландер («Борьба продолжается», «Striden går vidare», 1941; «Возгорится пламя», «Det brinner en eld», 1943; «Слово», «Ordet», 1943), А. Маттсон («Железнодорожники», «Rallare», 1947; «Опасная весна», «Farlig vår», 1949; «Тяжёлый удар», «Hård klang», 1952), Г. Эдгрен («Вальпургиева ночь», «Valborgsmässoafton», 1935; «Джон Эриксон – Виктор на Хэмптон-Роудс», «John Ericsson – segraren vid Hampton Roads», 1937), П. Линдберг («Старик идёт», «Gubben kommer», 1939) и И. Бергман («К радости», «Till glädje», 1950).
Актёрская карьера завершилась главной ролью в «Земляничной поляне» Бергмана («Smultronstället», 1957; «Золотой медведь», ФИПРЕССИ Берлинского кинофестиваля, 1958; «Золотой глобус», 1960). В фильме Шёстрём играет Исака Борга, пожилого профессора медицины из Стокгольма, которому в честь 50-летия врачебной практики присваивают почётное звание. Торжественная церемония проходит в Лунде, куда он отправляется на машине вместе со своей невесткой Марианной (Ингрид Тулин). Фильм трансформируется из классического роуд-муви в путешествие по каналам памяти, дням юности и детства, в которых одинокий и эгоистичный взрослый был счастливым ребёнком и юношей.
Автор сценариев своих и других фильмов.