«Макс Пэйн»
«Макс Пэйн» (англ. «Max Payne»), серия видеоигр от финской студии Remedy Entertainment в жанре шутера от третьего лица. На сегодняшний день насчитывает три части, первые две разработаны Remedy Entertainment и выпущены в 2001 и 2003 гг., третья – разработана Rockstar Vancouver в сотрудничестве с Rockstar New England, Rockstar London и Rockstar Toronto и выпущена в 2012 г. Протагонистом всей серии является детектив Макс Пэйн (англ. Max Payne), повествование построено в стилистике нуара.
Первая часть серии, выпущенная в 2001 г., в целом получила положительные отзывы прессы и игроков. Игра рассказывает историю детектива Макса Пэйна, мстящего за убийство жены и дочери. Первая сцена повторяет финальную, само повествование, таким образом, является одним долгим флешбэком Макса. Сюжет во многом повторяет классические нуарные детективы. Макс Пэйн показан как герой, единственная цель которого в жизни – месть. Диалоги пестрят клишированными фразами, стилизованными под американский нуар. Местом действия игры является Нью-Йорк, в котором всегда идёт дождь или снег. Клише работают на создание атмосферы. Одним из ключевых достоинств игры является «вязкое чувство безысходности», которым пронизаны главный герой и его история.
Кроме отсылок к нуару, сюжет игры также опирается на скандинавскую мифологию. Существует множество отсылок: клуб «Рагнарёк» и Джек Люпино, который считал себя волком Фенриром (под воздействием наркотиков), башня «Асгард Билдинг», наркотик «Валькирин», Альфред Воден (Уоден, англ. Alfred Woden) (что созвучно с Вотаном). История главного героя повторяет миф о Рагнарёке: крушение «божественного» порядка, созданного «внутренним кругом» через борьбу между двумя группами «богов» – «внутреннего круга» во главе с Альфредом Уоденом и Николь Хорн. При этом окружающая атмосфера морального хаоса и распада передаётся посредством общей депрессии и разгулом преступности, стимулированном наркотиком «Валькирином». В конце игры уничтоженными оказываются обе группировки, а сам Макс выступает в качестве Сурта (или ангела смерти, если верить внутриигровым картам таро), дающим обществу надежду на новую жизнь. Кроме того, в мире игры есть намёки на тайное общество, контролирующее жизнь простых людей.
Низкий бюджет проекта заставил разработчиков найти решения, которые в итоге оказались крайне удачными в плане запоминающегося визуального стиля. Среди этих решений – использование стилизованных комиксов вместо видеороликов, работающих на движке игры или снятых отдельно, а также применение текстур, основанных на реальных фотографиях. Последнюю технологию впоследствии стали использовать многие разработчики, например GSC в «S.T.A.L.K.E.R.». Такие текстуры позволили повысить качество изображения, снизив расходы на разработку графики. Для дизайна персонажей использовались фотографии самих разработчиков, их членов семьи, друзей и знакомых. Внешность главному герою подарил сценарист игры Сэм Лейк. Кроме того, студия-разработчик применила инновационную для того времени технологию, основанную на физике частиц: пули, снежинки и другие небольшие элементы игры были отдельными объектами со своими физическими характеристиками, а не лучами-трассерами, как это было во многих играх того времени. Именно эта технология позволила создать эффект реалистичной стрельбы, ставшей одной из визитных карточек серии.
Наиболее известная игровая механика, с которой ассоциируют серию «Макс Пэйн», – «замедление времени» (англ. Bullet time). Игрок может замедлить движение всех объектов, в том числе противников и главного героя, чтобы стрелять более точно и зрелищно. Данная технология вдохновлена азиатскими боевиками, в частности фильмами Джона Ву, а также первой частью фильма «Матрица» («Matrix», 1999, режиссёры братья Вачовски). Впоследствии «замедление времени» применялось разными студиями при разработке других игр.
Вторая часть создавалась с целью исправить ошибки первой. Практически полностью повторяя механику оригинального «Макса Пэйна», вторая часть вывела её на качественно новый уровень. По сравнению с первой частью был значительно улучшен искусственный интеллект и добавлена технология Ragdoll.
Сюжетно вторая часть игры повторяет основные элементы первой части. Только теперь главной нитью повествования являются отношения между Максом Пэйном и Моной Сакс – девушкой-киллером и одной из второстепенных героинь первой части. Источником сюжетного напряжения стали «незаконные» чувства Пэйна, хранящего верность погибшей семье, к Моне, преступнице, находящейся в розыске. Во второй части исчезает скандинавская тематика, но сохраняется теория заговора как элемент повествования. Для второй части серии финская группа «Poets of the Fall» записала песню «Late Goodbye» на стихи Сэма Лейка.
Третья часть серии отличается от первых двух, т. к. создана другими разработчиками спустя 9 лет. Действие переносится из Нью-Йорка в Бразилию, атмосфера стала более яркой. Тем не менее стилистика и основные жанровые конвенции нуара сохранились. Сюжет на этот раз строится вокруг изменений, происходящих внутри главного героя. Если в первых двух частях Макс Пэйн представлял собой статичного персонажа с понятным набором ценностей, исходя из которого он адекватно реагировал на каждую ситуацию, а конфликт выстраивался за счёт его отношений с другими героями, то в третьей части основной темой становится попытка Макса преодолеть себя, выбраться из депрессии и запоя. Это делает главного героя более человечным.
С точки зрения игровой механики «Макс Пэйн 3» практически повторяет первые две части, не предлагая новых технологических решений. Третья часть в целом получила хорошие оценки прессы и игроков, но из-за стилистических отличий от первых двух частей критиковалась старыми фанатами.
В 2008 г. вышла киноадаптация игры от режиссёра Джона Мура с голливудским актёром Марком Уолбергом в главной роли, а также с актрисами Ольгой Куриленко и Милой Кунис. Сюжет выстроен по мотивам игровой серии. Сценарий использует персонажей и локации, но следует логике игры только в общих чертах. Кроме того, в фильме изменены некоторые детали: если жена Пэйна в игре была блондинкой, то в фильме она брюнетка, наркотик «Валькирия» («Валькирин» в первой части игры) в игре употребляют через шприц, в фильме – пьют. Критики и зрители оценили экранизацию крайне негативно – 31% (на июнь 2021 г.) по шкале Metacritic. Несмотря на это, в прокате фильм окупился и собрал более 87 млн долл. на июнь 2021 г. В 2017 г. на видеохостинге YouTube появился фанатский фильм «Max Payne: Retribution», который собрал свыше 340 тыс. просмотров на июнь 2021 г.