Фокс Мэтью
Фокс Мэ́тью (Matthew Fox; в миру Тимоти Джеймс Фокс, Timothy James Fox) (род. 21.12.1940, Мадисон, штат Висконсин, США), духовный учитель, богослов, священник Епископальной церкви США. Представитель направления богословской мысли, именуемой «Духовность творения», основатель Университета духовности творения в Калифорнии. Правозащитник, выступающий за гендерное равенство и экологическую справедливость.
Биографические сведения
В 1960 г., в возрасте 19 лет, вступил в католический орден доминиканцев, получив в монашестве имя Мэтью, в 1967 г. был рукоположен в сан священника. В 1964 г. Фокс стал магистром философии, а в 1967 г. – магистром теологии Института святого Фомы Аквинского в Сент-Луисе (штат Миссури). В 1970 г. получил степень доктора сакральной теологии (S.T.D.) Католического института в Париже. В течение нескольких лет служил в разных римско-католических конгрегациях в США.
Стремясь создать новый способ изучения духовности, который объединил бы древнюю западную традицию с достижениями крупнейших учёных и мистиков современности, в 1976 г. Фокс основал Институт культуры и духовности творения, в котором практиковались альтернативные образовательные методы с использованием элементов психологии и специальных техник, направленных на развитие обоих полушарий мозга. В течение 7 лет институт существовал при Манделейн-колледже в Чикаго, и ещё 12 лет при колледже Святых имён в Окленде (штат Калифорния). В институте преподавали юнгианский психолог Дж. Джаннини, физик и космолог Б. Суимм, феминистский теолог Р. Рютер и другие крупные учёные. В нём также проводили свои программы учителя йоги, дзен-буддизма и последователь неоязыческой религии викка.
Специфика программы обучения и громкие высказывания самого Фокса привели к конфликту с руководством Римско-католической церкви и принесли ему славу одной из самых скандальных и противоречивых фигур католической богословской мысли. В 1984 г. кардинал Йозеф Ратцингер (будущий папа Бенедикт XVI), глава Конгрегации доктрины веры, попросил руководство доминиканского ордена провести проверку текстов Фокса на предмет наличия в них отклонений от официального вероучения католической церкви. В 1988 г. он лично запретил Фоксу проводить публичные выступления на один год по причине отрицания им католического учения о первородном грехе и вынудил его уйти с поста директора института. Фокс отреагировал публикацией в The New York Times статьи под заголовком «Моё заключительное заявление до того, как Ватикан заставит меня замолчать». Кроме того, он провёл пресс-конференцию в Сан-Франциско, на которой заявил, что считает для себя честью, что нынешнее руководство Ватикана пытается воспрепятствовать его деятельности. После этого он оставался в Калифорнии и продолжал преподавательскую и писательскую деятельность, несмотря на указание от ордена доминиканцев вернуться в Чикаго.
В 1993 г. Фокс был изгнан из доминиканского ордена за невыполнение приказов начальства. Год спустя рукоположен во священника Епископальной церкви США. Его отношения с колледжем Святых имён после изгнания из ордена ухудшились, и в 1996 г. он основал Университет духовности творения в Окленде (штат Калифорния), где проработал вплоть до его закрытия в 2005 г. После этого он преподавал в Стэнфордском университете, Ванкуверской школе теологии, Ассоциации трансперсональной психологии, Калифорнийском институте интегральных исследований, колледже Шумахера, Фонде Финдхорна, Институте Омега и др. Ныне Фокс ведёт свою научную и преподавательскую деятельность в качестве приглашённого научного сотрудника Академии любви к обучению (Academy for the Love of Learning) в Санта-Фе (штат Нью-Мексико) и проживает в Вальехо (штат Калифорния).
95 тезисов и борьба против Ватикана
В 2005 г., когда кардинал Ратцингер стал папой римским, Фокс отправился в Виттенберг (Германия), в церковь Мартина Лютера и в подражание М. Лютеру прибил на её дверь 95 написанных им тезисов, в которых содержался призыв к новой Реформации. Эти надписи содержали ключевые положения феминистской теологии, в том числе подчёркивался женский аспект Бога. Образ Бога как жестокого отца, напротив, отвергался. В качестве основной богословской модели понимания Бога Фокс выдвинул панентеизм – представление о том, что Бог присутствует во всём творении, но не сводится к нему. Кроме того, он противопоставил религиозность и духовность и призвал христиан отказаться от первого в пользу второго. В тезисах также содержались призывы к экологической и гендерной справедливости, устойчивому развитию, сексуальной и религиозной инклюзивности и многие другие.
Шесть лет спустя, после публикации книги Фокса «Война папы Римского: почему тайный крестовый поход Ратцингера поставил под угрозу Церковь и как её можно спасти» (2011), в которой подробным образом разбирались преступления, совершённые в католической церкви за последние 30 лет, Фокс повторил свою акцию, прибив свои 95 тезисов снаружи базилики, в которой служил кардинал Б. Лоу, уличённый ранее в сокрытии сексуальных преступлений, совершённых более чем 90 священниками в его архиепископии. В дальнейшем Фокс продолжил свидетельствовать о злоупотреблениях Ватикана, поддерживая коренные народы Калифорнии в протесте против канонизации священника-конкистадора Х. Серры.
Педагогическая деятельность
Фокс убеждён, что, переосмыслив человеческую деятельность, систему образования и форму богослужения, возможно совершить ненасильственную революцию на нашей планете. На протяжении многих лет он упорно трудится ради достижения этой цели. На основании своего более чем 40-летнего опыта преподавания с использованием альтернативной педагогики, в 2005 г. Фокс создал проект Y.E.L.L.A.W.E. (Youth and Elders Learning Laboratory for Ancestral Wisdom Education) – «Лаборатория обучения молодёжи и людей старшего поколения мудрости предков», задачами которого являются разработка и применение альтернативного метода обучения детей с применением телесных практик, таких как йога, цигун и др., чтобы помочь им справиться со стрессом и раскрыть свой творческий потенциал. В рамках занятий детей учат среди прочего создавать музыку в стиле хип-хоп и делать качественные видеоролики. Особое внимание уделяется работе с трудными детьми, которых исключили из обычных школ.
Разработка новых форм богослужения
Присоединившись к Епископальной церкви США, Фокс совместно с молодыми христианами разрабатывал новые формы богослужения, привнося в западный обряд элементы рейва, практики восточной духовности и шаманизма. Созданный им обряд получил именование «космическая месса». При его создании Фокс руководствовался желанием сделать классический западный обряд вновь живым и актуальным для современных людей. Космическая месса служится с привлечением современных технологий, в её проведении участвуют профессиональные музыканты, диджеи и виджеи. Во время совершения ритуала преломления хлеба и благословения вина Фокс поминает пророка Мухаммеда, Будду, а также М. Л. Кинга, Махатму Ганди и некоторых других борцов за права человека. К настоящему моменту космическая месса служилась более сотни раз во множестве различных городов США, в том числе во время созыва Парламента мировых религий в Солт-Лейк-Сити (2015) и Торонто (2018), а также в Вашингтонском национальном соборе (2018).
Писательская деятельность
Фокс – автор более 40 книг, многие из которых были переведены на иностранные языки. Ранние книги Фокса, такие как «О превращении в музыкального, мистического медведя: духовность в американском стиле» (1972), были тепло встречены многими читателями, но восприняты в штыки официальной церковью. В этих книгах он сделал первые шаги в развитии понятия «духовность творения», под которым понимал возрождение традиции христианской мистики, ориентированной на заботу об окружающей среде и безусловное принятие всех живых существ со всеми их особенностями. Фокс изложил свои взгляды более подробно в книге «Изначальное благословение: азбука духовности творения» (1983). В ней он призвал заменить мрачное учение о первородном грехе и испорченности всего творения представлением о благости творения и божественном присутствии в нём. Эта тема получила дальнейшее развитие в более поздней работе Фокса «Пришествие Космического Христа: исцеление Матери-Земли и рождение глобального Возрождения» (1988), на страницах которой Фокс утверждал, что акцент на первородном грехе заставил христиан испытывать громадное чувство вины и тревоги, и это привело к жестокому обращению друг с другом, безработице, нищете, нетерпимости, наркомании и прочим проблемам. Он убеждён, что концепция первородного греха не является библейской, а была изобретена блаженным Августином. Взамен он предлагает говорить не о первородном грехе, а о первородной травме, которую получает каждый человек, отрываясь от утробы матери и приходя в этот не всегда дружелюбный мир. Фокс считает, что учение о Космическом Христе, пронизывающем всё творение, не ново, но содержится в наиболее ранних христианских источниках, таких как послания апостола Павла и апокрифическое Евангелие от Фомы.
Фокс также издал свою автобиографию «Исповедь: становление постконфессионального священника» (1996), в которой описал своё служение в доминиканском ордене и борьбу с Ватиканом, а также тернистый путь изучения раннего христианства и духовный поиск, который привёл его к нетипичным для католического священнослужителя богословским воззрениям.
В книге «Креативность: когда Божественное встречается с человеческим» (2004) Фокс исследует человеческую способность к творчеству во взаимосвязи с духовностью и мистическим опытом. По его мнению, каждый человек наделён свыше многочисленными дарами, и его главной задачей является их раскрытие и использование на благо Вселенной. Этот процесс, согласно Фоксу, – не что иное, как форма совместного творчества с самим Богом и акт его прославления. В соавторстве с другим священником Епископальной церкви США – А. Бако Фокс написал книгу «Оккупируя духовность: радикальный взгляд для нового поколения» (2013), в которой авторы утверждают, что духовность современного мира должна выражаться среди прочего в политическом активизме и борьбе за социальную справедливость.
Одним из главных примеров для подражания среди святых и духовных лидеров в истории христианства Фокс считает философа и теолога Фому Аквинского. Он написал книгу «Дао Фомы Аквинского: яростная мудрость для тяжёлых времён» (2020) для современной молодёжи, чтобы дать ей пример человека, бывшего одновременно мистиком и борцом за социальную справедливость.
В период пандемии COVID-19 Фокс написал книгу «Юлиана Нориджская: мудрость во время пандемии и после неё» (2020), посвящённую жизни и учению английской духовной писательницы и отшельницы, которая была первой женщиной, написавшей книгу на английском языке. Время жизни Юлианы Нориджской (около 1342 – 1416) пришлось на страшную эпидемию бубонной чумы, унёсшей жизни значительной части населения Европы, поэтому опыт её жизни, по мнению Фокса, становится особенно актуальным для нашего времени.
Награды
Фокс – лауреат премии «Мужество совести» Аббатства мира (1995), премии мира имени Ганди, Кинга и Икеды (2002) и других наград. Его имя постоянно значится в списке 100 самых влиятельных людей в сфере духовности по версии журнала Watkins' Mind Body Spirit.