Феодор II (епископ Тверской)
Фео́дор II (Феодор II Добрый) (ум. 20.3.1367, Отроч монастырь), русский церковный деятель, епископ Тверской (не позднее февраля 1344 – 1360); русский святой.
Биография
Рукоположен митрополитом Киевским и всея Руси Феогностом, однако дата и место этого события неизвестны. Впервые упоминается 8 февраля 1344 г., когда вместе с митрополитом прибыл в Тверь «от святыя Троицы из Кашина» [Научно-исследовательский отдел рукописей и старопечатных книг Государственного исторического музея (НИОР ГИМ). Музейское собрание № 1473. Л. 155]. Ни одного Троицкого монастыря в Тверском княжестве до основания калязинского во имя Святой Троицы и преподобного Макария Калязинского мужского монастыря неизвестно, поэтому возможно, что речь идёт о городском храме Кашина. То, что Феогност пришёл из Кашина в Тверь с будущим епископом, можно объяснить тем, что митрополит находился в процессе традиционного объезда епархий, которые производил систематически.
При епископе Феодоре II возобновилось владычное летописание, как это было при епископах Симеоне и Андрее. В Рогожском летописце, Тверском летописном фрагменте (НИОР ГИМ. Музейское собрание. № 1473), а также в Никоновской летописи читается ряд сообщений, касающихся епископа Феодора II, которых нет в других летописных памятниках. В 1344 г. во время эпидемии в Твери «пришед боголюбивый епископъ Феодоръ, сотвори со игумены и с попы, и со всѣми православными христианы молитву и постъ, и Божиею волею преста мор» (НИОР ГИМ. Музейское собрание. № 1473. Л. 155). В том же году он «мѣстныя иконы оковавъ въ святомъ Спасѣ» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 55], т. е. сделал оклады для икон Спасо-Преображенского собора Твери, также его стараниями над Введенским и Дмитриевским приделами были сооружены золочёные кресты, украшен главный алтарь, сделаны медные двери со стороны владычного двора, намощён мраморный пол.
В 1349 г. епископ «введе в миръ и в любовь» великого князя тверского Всеволода Александровича и его дядю, кашинского князя Василия Михайловича (ПСРЛ. 1885. Т. 10. С. 221), после чего великое княжение перешло к последнему.
В 1355 г. в связи с восстановлением Литовской митрополии к Феодору II отправили своих послов митрополит Киевский и всея Руси Алексий и митрополит Литовский Роман, который стремился присоединить Тверскую епархию к своей юрисдикции. Феодор II поддержал Алексия. В 1357 г. вновь обострились отношения между великим князем тверским Василием Михайловичем и холмским князем Всеволодом Александровичем, на стороне которого выступал епископ Феодор II. Тверской архиерей вместе с московским князем Иваном II Ивановичем и митрополитом Алексием пытались урегулировать конфликт. Переговоры не привели к миру, после чего Феодор II даже хотел оставить епископскую кафедру, но митрополит Алексий ему этого не позволил. Зимой 1359/1360 г. Феодор II рукоположил избранного на Новгородскую кафедру монаха Алексия во иеродиакона и в иеромонаха. В 1360 г. в Тверь лично прибыл митрополит Литовский Роман, однако владыка с ним даже «не видѣся», и митрополит, «мало время пребывъ во властехъ Тверскихъ», вернулся в Великое княжество Литовское (ПСРЛ. 1885. Т. 10. С. 231).
Под 1360 г. в Рогожском летописце сообщается об участии Феодора II в росписи Введенского придела Спасо-Преображенского собора в Твери (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 69).
В том же году, 7 декабря, епископ заболел («бышеть болѣзнь тяжька главная»), а 14 декабря оставил кафедру, постригся в схиму и ушёл в тверской Отроч в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь.
Особое отношение к бывшему епископу демонстрирует жалованная тарханная несудимая грамота Отрочу монастырю (1362–1364) тверских Рюриковичей. В ней в статье, касающейся льгот для «сирот», которые находятся на землях монастыря и приписных к нему монастырей, говорится, что «пожалования» даются князьями «по одиному слову со отци своими с владыкою Федором и со владыкою Васильем» (Акты социально-экономической истории. Москва, 1964. Т. 3. № 116. С. 152), то есть имя Феодора стоит перед именем занимавшего в тот момент кафедру епископа Тверского. Особо почитая Феодора, вдова великого князя владимирского Михаила Ярославича, великая княгиня Анна Дмитриевна (в монашестве София) «села ему подавала въ монастырь» (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 72).
К 1347 г. в летописях отнесено Послание новгородского архиепископа Василия Калики к Феодору II о рае. Новгородский архиепископ приводил разнообразные доводы существования реального физически явленного земного рая, используя как канонические, так и (по большей части) апокрифические тексты. Он писал, что в Твери случилась «распря» «о честномъ раю», но из его высказываний невозможно чётко представить концепцию рая и ада тверских мистиков. Ясно лишь, что «мысленный» рай Феодора II и его единомышленников опирался на сложные концепции богословских трактатов, далёких от эмпирических разысканий новгородских «видоков» (очевидцев).
Был похоронен во Введенском приделе Спасо-Преображенского собора Твери «съ владыкою съ Андреемъ въ единъ гробъ» (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 83).
Канонизация
Вероятно, местное почитание Феодора II началось после кончины. В летописном перечне тверских епископов он характеризовался как «мужь божественыи, иже пощенïю наставникъ» (ПСРЛ. 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 166). Канонизирован Русской православной церковью, что подтверждено включением его имени в Собор Тверских святых, празднование которого было возобновлено в 1979 г. Память празднуется в Соборах Тверских святых (1-е воскресение после 29 июня) и Всех Святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресение после Троицы).