Василий Калика (архиепископ Новгородский)
Васи́лий Ка́лика (в миру Григорий) (ум. 3.7.1352, Михайловский монастырь в устье реки Узы), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1331–1352); русский святой.
Биография до 1331 г.
До епископской хиротонии служил священником в церкви Космы и Дамиана в Неревском конце Новгорода. Совершил паломничество в Святую Землю, о чём впоследствии упомянул в послании к епископу Тверскому Феодору II, об этом же свидетельствует и прозвище Калика, т. е. паломник.
Во главе Новгородской кафедры
Избран на кафедру в конце 1330 г. 1 января 1331 г. принял постриг, 24 июня отправился на поставление во Владимир (Волынский; ныне Владимир Волынской области, Украина). В пути был задержан великим князем литовским Гедимином. Отпущен после обещания предоставить в кормление сыну Гедимина, Нариманту (Глебу), ряд новгородских пригородов и земель, в том числе Ладогу (ныне Старая Ладога), Орешек (ныне Шлиссельбург), Корелу (ныне Приозерск) и половину Копорья. 25 августа был хиротонисан во архиепископа Новгородского и Псковского митрополитом Киевским Феогностом. На обратном пути архиепископ и его свита бежали от посланной Гедимином погони, однако под Черниговом подверглись нападению брата Гедимина – киевского князя Фёдора, взявшего с них откуп. Вернулся в Новгород 8 декабря.
В июне 1334 г. во Владимире участвовал в хиротонии Сарайского епископа Афанасия. В 1338 г. установил местное празднование Рядитенской иконе Пресвятой Богородицы, обретённой в Троицкой церкви на Рядятине улице [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 6, вып. 1. 2000. Стб. 408]. В 1341 г. принимал в Новгороде митрополита Феогноста с многочисленной свитой, при этом летописец отметил, что архиепископу и монастырям это посещение принесло серьёзные финансовые затруднения. В 1342 г. участвовал в похоронах посадника Варфоломея Юрьевича, в том же году остановил волнения между жителями Торговой и Софийской сторон.
Церковное и гражданское строительство
Вёл активное гражданское и церковное строительство. В 1-й половине 1331 г. повелел заложить белокаменный Новгородский кремль, строительство которого завершили «в два лета». В 1335 г. начал возведение каменного острога на Торговой стороне. В 1338 г. привлёк мастеров Софийского дома для строительства нового Великого моста через Волхов взамен разрушенного наводнением. После пожара 1341 г. произвёл перепланировку Владычного двора; возвёл терем (1341) и каменную палату (1350, древнейшее каменное гражданское здание в Новгороде). В 1352 г. руководил строительством новых крепостных каменных укреплений крепости Орешек. Активное участие в городском гражданском строительстве не было типично для архиереев более раннего времени и отразило возросшее значение архиепископа среди прочих должностных лиц Новгородской республики в условиях продолжительных периодов отсутствия в Новгороде князя.
Занимался благоустройством Софийского собора в Новгороде: по благословению архиепископа кровля собора дважды покрывалась свинцом (1333, 1341), были установлены новый крест (1333), забор и медные позолоченные двери («Васильевские врата», 1336; на них сохранилось прижизненное изображение Василия Калики; ныне в Троицком соборе г. Александров), иконостас (1341), колокол (1342). Выступил заказчиком новых каменных церквей: Покрова Богородицы на Зверинце (1335), Входа Господня в Иерусалим в Детинце (1336–1337, расписана артелью Исайи Гречина в 1338–1340), Благовещения на Городище (заложена 27 мая 1342, освящена архиепископом 24 августа 1343), Великомученицы Параскевы Пятницы (храм 1207, капитально отремонтирован в 1345) и Святых Космы и Дамиана на Космодемьянской улице (1345), соборный храм в честь Преображения Господня в монастыре на Ковалёве (1345). В 1348 г. по повелению архиепископа был расписан в соборный храм в честь Воскресения Христова в Деревяницком женском монастыре.
Дипломатическая деятельность
Вёл активную дипломатическую деятельность. В 1333 г., после военного конфликта между Новгородской республикой и Московским княжеством из-за «чёрного бора» (размера выплаты дани в Орду), провёл в Переяславле (Залесском) переговоры с великим князем владимирским Иваном I Даниловичем Калитой, не увенчавшиеся успехом. В том же году посетил Псков, в котором новгородские епископы не были в течение 7 лет; крестил сына псковского князя Александра Михайловича – Михаила Александровича (в 1341 был отправлен к архиепископу для обучения). В феврале 1335 г. в Новгороде заключил мир с Иваном I Калитой; в том же году вместе с представителями новгородской знати нанёс визит в Москву. В 1337 г. во время посещения Пскова произошёл конфликт: псковичи не дали совершить архиепископу суд, после чего он «проклял» жителей и покинул город. Вероятно, причиной конфликта стало недовольство псковичей необходимостью регулярной выплаты архиепископских пошлин. В 1340 г., после очередного конфликта Новгородской республики с великим князем владимирским из-за дани в Орду, во главе новгородской делегации заключил в Торжке мир с великим князем владимирским Семёном Ивановичем. В 1346 г. для приглашения великого князя в Новгород посетил Москву, где впервые в новгородской практике был награждён митрополитом Феогностом фелонью-полиставрионом (к 14 в. это облачение с изображением крестов, как правило, носили лишь патриархи и митрополиты). Великий князь Семён Иванович зимой 1346/1347 г. прибыл в Новгород, где был проведён торжественный обряд его посажения на новгородский стол.
В 1339 г. новгородские послы, в том числе от архиепископа (его племянник Матфей), заключили договор со Швецией «по старым грамотам», с прибавлением о регламентации действий в Карелии в случае перехода корелы из одной страны в другую (ПСРЛ. Т. 3. 2000. С. 350). 6 января 1342 г. в г. Юрьев (Дерпт) был заключён договор с Ригой, Готским берегом и немецкими городами, урегулировавший торговлю воском; с русской стороны «владыка Новгородский» в договоре был назван первым. В 1348 г. ответил отказом на предложение норвежского и шведского короля Магнуса Эрикссона прислать своих «философов» для диспута о вере.
Литературная деятельность
Автор послания епископу Тверскому Феодору II, в котором утверждал фактическое существование райских обителей на земле, ссылаясь на апокрифическую литературу и показания новгородских моряков, которые якобы достигали местоположения рая.
Обстоятельства кончины
В 1352 г. по просьбе жителей Пскова приехал в этот город, охваченный эпидемией чумы. Архиепископ совершил богослужения и крестные ходы, тем самым был преодолён многолетний конфликт Новгородской архиепископии с Псковом. На обратном пути в Новгород заболел и был доставлен в располагавшийся при впадении реки Узы в Шелонь Михайловский монастырь (ныне деревня Уза Порховского района Псковской области), где и скончался.
Известны 6 именных печатей архиепископа Василия (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 47–48, 50, 177, 187, 237, 241; Янин. 1998. С. 78, 84, 179–180, 188). На лицевой стороне печатей надпись: «Василии архиепискуп Новгород(с)кии», на обороте – изображение Богоматери «Знамение» в полный рост. При архиепископе Василии сократилось количество именных владычных булл по сравнению с более ранним временем. В. Л. Янин предположил, что при Василии сузилась сфера архиепископского суда. Известны также 5 анонимных печатей владычних наместников, относящихся к периоду архиерейства Василия. На лицевой стороне печатей надпись: «Печать новоторжьского намест(ника)», на оборотной – изображение святителя Василия Великого в полный рост, с воздетыми руками, в левой руке – кодекс.
Похоронен в Софийском соборе.
Стал одним из главных действующих лиц «Повести о белом клобуке» (памятник конца 15 – начала 16 вв.; Жучкова И. Л. Древнейший список Повести о белом клобуке // Славянский мир между Римом и Константинополем. Москва, 2004. С. 266–269), в которой отразилось новгородское предание о том, что на Руси архиепископы носили белый клобук со времени архиепископа Василия.
Канонизация
Начало местного почитания Василия Калики относится к 1439 г. Почитание не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых в 1981 г. Дни памяти: 3 июля ст. ст., 10 февраля ст. ст.; в Соборах Новгородских святителей (4 октября ст. ст.), Новгородских святых (3-е воскресенье после Троицы) и Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).