Алексий (архиепископ Новгородский)
Алекси́й (ум. 3.2.1390, Деревяницкий Воскресенский монастырь, ныне в черте Великого Новгорода), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1360–1388).
Биография до начала архиерейского служения
До возведения на архиепископскую кафедру был ключником (управляющий хозяйством) Новгородского архиерейского дома. Ближайший сподвижник архиепископа Новгородского Моисея.
В 1359 г. избран на кафедру по жребию, 15 сентября введён на Владычный двор. Зимой 1359/1360 г. рукоположен во иеродиакона и иеромонаха епископом Тверским Феодором II [Новгородская первая летопись (НПЛ). 1950. С. 365]. Весной 1360 г. вместе с ушедшим на покой Моисеем и другими представителями высшего духовенства Новгорода способствовал примирению враждующих сторон во время вооружённых столкновений жителей Софийской стороны и Славенского конца Новгорода [НПЛ. С. 365–366; Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 4, ч. 1. 1915. С. 288].
Во главе новгородской кафедры (1360–1388)
12 июля 1360 г. был хиротонисан митрополитом Киевским Алексием в Успенском соборе Владимира (НПЛ. С. 366–367; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 289).
Неоднократно посещал Псков: в 1360 г., во время эпидемии чумы, после чего вскоре «преста мор» (НПЛ. С. 367); в 1373 и в 1384 гг. (ПСРЛ. Т. 5, вып. 1. 2003. С. 23–24; ПСРЛ. Т. 5, вып. 2. 2000. С. 106).
По мнению В. Л. Янина и А. С. Хорошева, при Алексии было возобновлено Ладожское наместничество новгородских архиепископов (упразднённое, согласно исследователям, в 1316) (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 67; Хорошев. 1980. С. 134–135; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3 / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. Москва, 1998. С. 82–83). А. Е. Мусин оспорил эту точку зрения, указав, что благодаря новым находкам печатей можно считать несомненным, что и Ладожское, и Новоторжское наместничества существовали одновременно на протяжении конца 13–15 вв. (Мусин. 2010. С. 272). По гипотезе А. Е. Мусина, основанной на косвенных данных, вскоре после восшествия Алексия на кафедру в 1360–1362 гг. была учреждена семисоборная организация новгородского духовенства, когда в дополнение к софийскому соборному клиросу были учреждены ещё 6 новгородских соборов – церковных округов (Мусин. 2010. С. 135–136, 324).
25 января 1363 г. возглавил отпевание и похороны Моисея в Сковородском во имя архангела Михаила мужском монастыре под Новгородом (НПЛ. С. 368; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 290).
В 1370 г. вступил в конфликт с митрополитом Алексием из-за ношения новгородским архиепископом фелони-полиставрия (с изображением крестов; к 14 в. это облачение, как правило, носили лишь патриархи и митрополиты), которую в качестве особой награды от митрополита Киевского Феогноста и патриарха Константинопольского Филофея Коккина носили архиепископы Новгородские Василий Калика и Моисей. Вопрос рассматривался по инициативе киевского митрополита в Константинопольской патриархии и в июне того же года патриарх Филофей Коккин отправил новгородскому архиепископу послание с требованием подчинения по всем вопросам митрополиту и прекращении использования фелони-полиставрия [Памятники древнерусского канонического права (ПДКП). Ч. 1. 1908. Прил. № 19. Стб. 115–118]. Выполнил ли это распоряжение Алексий, неизвестно.
Зимой 1375/1376 г. оставил кафедру и удалился в новгородский Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь. Возможной причиной могли быть неурегулированные отношения архиепископии и митрополии. Новгородцы отправили делегацию к митрополиту Киевскому, который благословил архиепископа вернуться на кафедру.
9 марта торжественно возвращён новгородцами на владычный двор (НПЛ. С. 373). В августе – октябре 1376 г. возглавил посольство новгородцев к митрополиту Алексию и великому князю владимирскому Дмитрию Ивановичу. В Москве новгородская делегация была принята «с великою честью», что знаменовало установление союзнических отношений между Новгородской республикой и Московским княжеством, в том числе и в церковных вопросах. Зимой 1376/1377 г. в ответ на требования Киприана, поставленного в Константинополе митрополитом Киевским и Литовским, признать его полномочия, новгородцы (очевидно, по благословению архиепископа) ответили отказом, отметив, что Новгород признает только того митрополита, которого признают в Московском княжестве (НПЛ. С. 374; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 305). В 1377 г. возглавил отпевание и похороны архимандрита новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Саввы (НПЛ. С. 375). Весной 1380 г. возглавил новгородскую делегацию в Москву, которая провела переговоры с князем Дмитрием Ивановичем (содержание их неизвестно), по окончании которых великий князь целовал крест Новгороду «на всей старине новгородчкой и на старых грамотах» (НПЛ. С. 376), что знаменовало упрочение новгородско-московского союза накануне решающего столкновения с Мамаевой Ордой в Куликовской битве.
В 1384 г. после учреждения митрополитом Пименом Пермской кафедры, согласно Коми-Вымской летописи, послал «дружинники воевати пермскую епархию», поскольку Малая Пермь раньше считалась «вотчиной святеи Софии», т. е. территорией, относящейся к юрисдикции новгородского архиепископа. После победы устюжан, выступивших на стороне епископа Пермского Стефана, архиепископ Алексий в 1386 г. примирился с приехавшим в Новгород Стефаном, признав тем самым существование Пермской кафедры (Документы по истории Коми // Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 260; Флоря Б. Н. Коми-Вымская летопись // Новое о прошлом нашей страны. Москва, 1967. С. 227–231).
В конце зимы 1385 г. новгородское вече, вероятно, по инициативе Алексия, приняло решение, ограничивавшее полномочия киевского митрополита в Новгородской республике, касавшиеся доходов от традиционного апелляционного суда, которые шли в митрополичью казну: «не зватися к митрофолиту, судити владыке Алексею в правду по манакануну (номоканону)»; в судебной коллегии должны были также участвовать по два боярина и по два житьих человека с каждой из двух сторон Новгорода (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 342). Тем самым было положено начало длительному противостоянию Новгородской республики с митрополитами по этому вопросу, которое продолжалось в конце 14 – 1-й трети 15 в.
Зимой 1386/1387 г. во время похода московского князя Дмитрия Ивановича на Новгород, новгородцы, очевидно, с разрешения архиепископа, сожгли многие монастыри в ближайших окрестностях Новгорода. После начала осады города Алексий отправился в лагерь великого князя владимирского и заключил мирный договор, который предусматривала выплату контрибуции в 8000 руб. (НПЛ. С. 380–381; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 344–347).
В духовной грамоте 1393 г. говорится об участии архиепископа Алексия в судебном разбирательстве жителей Новгорода по вопросу о долговых обязательствах [Грамоты Великого Новгорода и Пскова (ГВНП). 1949. С. 167. № 110].
Борьба со стригольниками
В годы архиерейства Алексия развернулась борьба против отделившегося от Церкви движения стригольников, возникшего, скорее всего, ещё при архиепископе Моисее. По всей видимости, в 1382 г. обратился с константинопольскому патриарху Нилу составить антистригольническое поучение (в древнерусском варианте грамота адресована в Псков, в греческом оригинале – в Новгород) (ПДКП. Ч. 1. 1908. № 22. Стб. 191–198; Прил. № 31. Стб. 183–188; Казакова. 1955. С. 230–234. № 1; Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. Москва, 2008. Стб. 399–402. № 119). В том же году попросил архиепископа Суздальского Дионисия, приехавшего в Новгород с поучением от патриарха (и, вероятно, получившего полномочия патриаршего экзарха), посетить Псков с целью полемики и вразумления местных стригольников (НПЛ. С. 378–379; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 326, 339; ПДКП. Ч. 1. 1908. № 24. Стб. 205). В послании патриарх Нил – очевидно, излагая точку зрения Алексия – призвал стригольников к воссоединению с Церковью, духовенство – к мирному ненасильственному убеждению отделившихся от Церкви и обосновал разделение симонии (взимания денег за поставление в священники) и полагающихся по церковному обычаю трат на совершение рукоположения. В 1386 г. в Новгороде попросил епископа Пермского Стефана составить обширное полемическое «Списание», направленное против учения стригольников (Казакова. 1955. С. 236–243. № 2; Печников М. В. «Списание» Стефана Пермского или «Послание» патриарха Антония? // Комплексный подход в изучении Древней Руси. Москва, 2019. С. 155–156).
Дипломатическая деятельность
Играл важную роль в осуществлении внешней политики Новгородской республики. Упоминается первым из новгородских должностных лиц в договорной грамоте великого князя владимирского Дмитрия Ивановича с Новгородской республикой [ГВНП. № 16. С. 31 (с датировкой 1371–1372); ср.: Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. Москва, 1991. С. 165, 170–171 (1376); Кучкин В. А. Договорные грамоты московских князей XIV века. Москва, 2003. С. 103–109 (1371, вероятнее всего, в первой половине июня)], в проекте договора Новгородской республики с Любеком, Готским берегом и заморским купечеством 1371 г. (ГВНП. № 42. С. 74), в договорной грамоте от 20 июля 1372 г. Новгородской республики с немецким купечеством о перемирии на 2 года (ГВНП. № 43. С. 76), в договорной грамоте Новгорода с Любеком и Готским берегом о пограбленном разбойниками товаре 1373 г. (ГВНП. № 45. С. 80), в договорной грамоте великого князя тверского Михаила Александровича с Новгородом о мире 1375 г. (ГВНП. № 18. С. 33). В договорной грамоте Новгородской республики с ганзейскими городами 1392 г. («Нибуров мир») упоминается прежняя «опасная» грамота «за Олексеевой владыцнею пецатью», которая была выдана немецкому посольству (ГВНП. № 46. С. 81–82).
Храмоздательная деятельность и вклады
Вёл активную храмоздательную деятельность. Инициировал строительство церкви Рождества Христова «на сенех» на Владычном дворе (1362, освящена 1 августа того же года: НПЛ. С. 368; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 290), надвратной церкви Сретения в новгородском Антониевом в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре (1365: НПЛ. С. 369).
В 1363 г. повелел расписать церковь Успения на Волотовом поле под Новгородом. Зимой 1364/1365 г. освятил каменную церковь Преображения Господня в Торжке (НПЛ. С. 368–369; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 290–291). В Новгороде освятил церкви Святого Василия Парийского на Ярышеве улице и Святого Ипатия Гангрского на Рогатой улице (1370: НПЛ. С. 371), церковь Спаса на Ильине улице (1374: НПЛ. С. 372; возможно, именно Алексий пригласил Феофана Грека для росписи храма), церковь Святых Бориса и Глеба в Плотниках (1377: НПЛ. С. 375), церковь Нерукотворного образа Спасителя на Добрыни улице (1378: НПЛ. С. 375), церковь Святого Димитрия Солунского на Славкове улице (1382; вскоре разрушилась, вновь возведена в 1383: НПЛ. С. 378, 379), церковь Апостола Филиппа на Нутной улице (1384: НПЛ. С. 380).
В Пскове Алексий в 1365 г. благословил строительство нового каменного Троицкого собора в Пскове (в 1368 освящён по благословению архиепископа: НПЛ. С. 369, 370). В 1373 г. освятил каменную церковь Апостолов Петра и Павла (ПСРЛ. Т. 5, вып. 1. С. 23; ПСРЛ. Т. 5, вып. 2. С. 28, 105). По предположению А. Е. Мусина, в 1374 г. освятил церковь Святого Кирилла Александрийского (Мусин. 2010. С. 280; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI–XIV веков. Москва, 2000. С. 307–310. № 300).
Благословил строительство каменных крепостей в Яме (ныне Кингисепп; 1384: НПЛ. С. 379) и Порхове (1387, на средства новгородского архиерейского дома: НПЛ. С. 380–381; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 348).
В 1362 г. дал вкладом в Рождественский придел Софийского собора икону «Спас на Престоле», заказанную его предшественником архиепископом Моисеем.
Благословил создание каменного поклонного креста (получил в историографии название «Алексиевский»), который был помещён в особую нишу западной стены Софийского собора (ныне в интерьере собора у иконостаса; нижняя часть креста утрачена в годы оккупации Новгорода во время Великой Отечественной войны, восстановлена в гипсе). По внешнему краю лицевой стороны креста высечена надпись об изготовлении креста по благословению Алексия «на поклонение правоверным христианом» с датой, которая читается не полностью. Как убедительно показал А. А. Турилов на основании нового прочтения датирующего фрагмента надписи, крест может быть датирован только 1367 или 1379 гг. (Турилов. 2007).
Уход с кафедры и последние годы жизни
22 апреля 1388 г. («на Преполовение праздника Владычня») оставил кафедру, «своего ради нездравиа…изволив молчанное житие, в немощи будя» (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 348). Удалился на покой в пригородный Деревяницкий Воскресенский монастырь, отклонив просьбы посадника и «мужей старейших» (новгородской знати) остаться во главе архиепископии. Благословил выбор преемника из трёх кандидатов путём жребия (НПЛ. С. 381; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 348–349).
Известны именные владычные буллы архиепископа Алексия стандартного для печатей новгородских архиепископов 13–14 вв. типа, с надписью на лицевой стороне «Алексеи архиеп(иско)пъ Новгородьскыи» и ростовым изображением Богоматери «Знамение» на обороте (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. С. 48, 177, 187; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. С. 78, 180).
Уникальное изображение Алексия, позволяющее судить о его облике, находилось на фреске (известна по дореволюционным фотографии и копиям; сохранились её фрагменты) в церкви Успения на Волотовом поле, которая датируется, скорее всего, 1363 г. (Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневековой Руси. XI – начало XVI века. Москва, 2010. С. 207–209; Г. И. Вздорнов отстаивает датировку росписи 1380-ми гг.: Вздорнов Г. И. Портреты новгородских архиепископов в искусстве XIV в. // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв. Москва, 1980. С. 115–134; Вздорнов Г. И. Волотово. Москва, 1989. С. 68–74).
Был похоронен в притворе Воскресенского собора Деревяницкого монастыря (НПЛ. С. 383; ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. С. 367). После возведения нового здания собора в конце 17 в. останки были перенесены в его западную паперть; к началу 20 в. захоронения новгородских владык 14–15 вв., погребённых в монастыре, уже не подлежали идентификации (Секретарь Л. А. Монастыри Великого Новгорода и окрестностей. Москва, 2011. С. 150, 159). В настоящее время нахождение останков достоверно неизвестно.