Спасо-Преображенский собор в Твери
Спа́со-Преображе́нский собо́р в Твери́ (Спасский собор), кафедральный храм Тверской епархии Русской православной церкви. Первоначально построен из камня в 1285–1290 гг. в честь Преображения Господня на территории Тверского кремля на правом берегу Волги. Перестроен в 14–16 вв.; в 1689–1696 гг. возведён заново в новых формах. Взорван в апреле 1935 г. Остатки исследованы археологами в 2012–2014 гг. Воссоздан в 2015–2024 гг. в формах конца 17 в. (архитектурная студия «Артис», архитектор В. Б. Микрюков, консультант А. М. Салимов).
Собор 13 в.
Собору предшествовала деревянная церковь Святых Космы и Дамиана, при которой существовало центральное городское кладбище. Оно подробно изучено в ходе археологических раскопок: открыто 184 погребения 2-й половины 12–13 вв.; многие похоронены с украшениями, в одежде с богато расшитыми воротниками и головными уборами.
После образования в середине 13 в. самостоятельного Тверского княжества и учреждения Тверской епархии был сооружён собор, который стал первым каменным храмом, возведённым в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. Собор построен в 1285–1290 гг. из белого камня в технике кладки, характерной для владимиро-суздальского зодчества, по инициативе первого тверского епископа Симеона, великого князя Михаила Ярославича и его матери княгини Ксении.
В 1287 г. епископ Симеон освятил строившийся собор малым освящением. Окончательно собор, ставший кафедральным храмом тверских епископов, освятил его преемник епископ Андрей 8(15) ноября 1290 г., в день Архангела Михаила, тезоименитого святого князя Михаила Ярославича. В 1292 г., после обычного технологического промежутка, собор расписали: «...иконописцы подписаша на Твери церковь камену святого Спаса» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 18. Санкт-Петербург, 1913. С. 82].
Посвящение соборного престола празднику Преображения Господня типично для Владимиро-Суздальской Руси в 12–14 вв. (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Спаса на Бору в Московском Кремле и др.).
До археологических исследований собор априорно относили (Н. Н. Воронин и др.) к числу крестово-купольных шестистолпных пятиглавых храмов, наследующих крупным владимиро-суздальским соборам (Успенский собор во Владимире и др.). Многие исследователи (Г. В. Попов, А. М. Салимов, И. В. Антипов) считали эту реконструкцию ошибочной, полагая, что собор изначально имел одну главу, а пятиглавым стал только в 16 в.
Судя по археологическим исследованиям (проведены в 2012–2014 экспедицией Института археологии РАН под руководством Л. А. Беляева и тверскими археологами А. Н. Хохловым, И. А. Сафаровой и др.), это был четырёхстолпный трёхнефный объём с тремя апсидами и подкупольным квадратом со стороной 4,5–4,7 м. Фасады храма украшал резной декор в стиле владимиро-суздальского зодчества, о чём свидетельствуют найденные во время раскопок крупные фрагменты (более 30) белокаменной резьбы. Среди них – часть полуколонки с зооморфным плетёным орнаментом, аналогичным резному декору портала Успенского собора в Суздале.
У собора была звонница с колоколом; князь Иван Калита увёз его в Москву в 1339 г. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 52).
Захоронения и приделы в соборе в конце 13 – 14 вв.
Собор сразу стал усыпальницей. Первым через год после малого освящения здесь был погребён сам епископ Симеон (в 1289). В 1319 г. тело князя Михаила Ярославича было привезено из Орды и положено рядом с телом епископа Симеона. Князей и епископов хоронили вместе в четверике храма, в обычной для погребений ктиторов юго-западной («правой», «десной») части.
Позже епископов захоранивали в особой малой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (вероятно являлась приделом). В 1323 г. епископа Андрея «принесоша... во святый Спас, и певше над нимь положиша его в святем Введении святыа Богородици в малой церкви» (ПСРЛ. Т. 10. С. 188); в 1360 г. епископ Фёдор «подписал малую церковь Ведение святыя Богородица» (ПСРЛ. Т. 10. С. 232), где в 1367 г. был сам погребён «с владыкою с Андреем в един гроб» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 83). Предположительно в этой церкви в 1375 г. крестили невесту князя Ивана Михайловича, дочь литовского князя Кейстута – Марию.
В 1353 г. также упомянут придельный храм Святого Дмитрия Солунского, также благоустроенный епископом Фёдором: «поставлен бысть крест золочен на церкви святаго Спаса... та же потом на святем Дмитрии и на святем Введении» (ПСРЛ. Т. 10. С. 227). Имя Дмитрий носил сын князя Михаила Ярославича (1299–1325), позже погибший в Золотой Орде, в силу чего исследователи полагают (Н. Н. Воронин и др.), что этот храм служил княжеской усыпальницей, но о погребениях в нём источники сведений не дают.
Третий престол, возможно связанный с собором, – Александровский, упомянутый в 1395 г. после погребения князя Бориса Михайловича Кашинского (в писцовой книге конца 16 в. записан «во Твери у Спаса в приделе»).
Взаимная зависимость, преемственность или архитектурная принадлежность этих трёх церквей, упоминавшихся на протяжении 14 в. (1323, 1353, 1360, 1367 и 1359), по отношению к соборному зданию и «настоящему» престолу туманны. В более поздних летописях названы приделы, в ранних текстах не встречавшиеся. В писцовых книгах упоминалась придельная церковь Святых Апостолов; в начале 17 в. – придел во имя святого князя Михаила Ярославича Тверского.
В предощущении смерти князь Михаил Александрович Тверской пришёл в Спасский собор для последней молитвы у гробов предков и выбрал место своей могилы, о чём подробно рассказано в повествовании о его кончине, включённом в летопись под 1399 г.: «И, въстав, поиде [князь] в соборную церковь, святый Спас, и помолився пред образом Спасовым и Пречистыя и прочих святых, и потом начя у гроба въскланятися великых князей, деда своего князя Михаила Ярославича и отца своего Александра Михайловича; пришед же ко столпу, иже на правой стороне, идеже написан Аврам, Исак, Иаков, и под тем местом указа ся положити. И уже пометает княжение, исходит же из церкви красными враты, и се народа множество людий зело безчислено; он же, став на высоце степени перед церковью, поклонися всем людем, прощения от них прося... <…> И по сем поиде со степеней церковных» [ПСРЛ. Т. 11–12(11). С. 180–181].
В соборе хоронили тверских иерархов и князей до 1399 г. (в его южной части, где в росписях были изображены праотцы, погребён князь Михаил Александрович), но, возможно, и дольше. Погребения их не сохранились: внутри собора при раскопках найдены только могилы иерархов Нового времени. Каменные саркофаги видел при разборе остатков собора в 1935–1936 гг. археолог Н. П. Милонов, но надгробные плиты он не описал.
Работы в соборе в 14 в.
Благосостояние Тверского княжества отразилось в украшении собора. Особое внимание к храму проявляли в эпоху служения епископа Фёдора. Кроме позолоты крестов и росписи Введенского придела, по его приказанию были покрыты окладами местные иконы (1344); заказаны для собора двое медных врат, отделанных в технике золочения (в 1344 и 1358); «подписан» алтарь (1349); настлан пол из цветных глазурованных плиток (1359; при раскопках собрано более 2 тыс. образцов плитки 14–16 вв.). Интерьер, порталы, завершение собора к середине 14 в. стали исключительно яркими и богатыми.
В 1364 г. в храм попала молния [«бысть стреляние и шибение громное в Твери на соборную церковь и знамениа многа и страшна молниами и вихры». ПСРЛ. Т. 11 – 12(11). С. 3; Т. 15. Вып. 1. Стб. 76] и к концу 14 в. потребовалось его обновить. В 1382 г. позолочен купол (в летописях собор часто называют «Святой Спас Златоверхий»). Собор был расписан, о чём говорят и собранные фрагменты фресок (около 10 тыс. мелких кусков) и небольшой фрагмент с ангельским (?) ликом.
Летопись под 1399 г. сообщает об исключительных по объёму средствах на отделку собора – на новую позолоту глав, ремонт стен кирпичом, побелку фасадов обожжённой для этого известью: Михаил Александрович Тверской «богатства многа на украшение издая и верх ея чюдне и велелепотне и позлати, и тако благодатию Божиею виде ю всяцем украшением устроену сущу и всхоте, благородныи, поновити ю, будет церкви яко же и древле, егда съвршена быть и убелена. Повеле же и створиша каменосечци от плиты жьженыя и тако горазньством утвориша и зело хитре поновиша и убелиша церковь и бе видети изрядно украшение, яко же и древле пръваго дни свершение и убеление имеющи» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 166).
Собор в 16 – начале 20 вв.
Летописных сведений о соборе 15 – 1-й половины 16 вв. не обнаружено. В середине 16 в. в дозорной книге приведена типовая ссылка на земельные акты, которые «згорели во Твери в Спасе в болшой пожар» (Дозорная книга Тверского уезда 1551–1554 гг. // Писцовые материалы Тверского уезда XVI века. Москва, 2005. С. 157 и др.; Писцовые книги Московского государства. Ч. 1. Отд. 2. Санкт-Петербург, 1877. С. 153; Дозорная книга города Твери 1616 года. Тверь, 1890. С. 13). К 17 в. состояние собора стало критическим: после городского пожара кровлю и главы пришлось заново покрыть: «у всех тех храмов главы и внутри выгорело и от пожару попортилися»; «верхи у храму были наделаны деревянные» (Воронин. 1962. С. 139; под «верхами» понимали купола и их покрытие). Н. Н. Воронин полагал, что в 1634–1635 гг. собор могли разобрать и выстроить заново, но это маловероятно, поскольку документально известна полная отстройка в 1689–1696 гг.
Известны изображения собора, выполненные в 17 в., но они условны или схематичны: вид Твери А. Олеария (1630-е гг.; Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Санкт-Петербург, 1906. С. 28), панорама Твери из альбома барона А. фон Мейерберга (1661; Салимов. 1994. С. 149), рисунок Э. Пальмквиста (1674; Салимов. 1994. С. 151), иконы 17–18 вв. (Тверская икона XIII – XVII веков. Санкт-Петербург, 1993. Рис. 180–182). Опираться на них при описании собора, возведённого в 1280-х гг., невозможно.
История перестроек собора до конца 17 в. прослеживается лишь пунктирно. Не позднее этого времени древний собор разобрали. На его месте в 1689–1696 гг. при архиепископе Сергии выстроили новый, также белокаменный, в стиле больших пятиглавых храмов Московского царства (Знаменский собор в Великом Новгороде, Троицкий собор в Пскове и др.). Планировка собора предположительно восходила к Успенскому собору Московского Кремля с четырьмя круглыми западными столбами и пятью апсидами. Храм был украшен пилястрами, двумя ярусами окон, изразцовым фризом, 22 декоративными полуциркульными кокошниками, не соответствовавшими внутренней четырёхстолпной конструкции, аркатурно-колончатыми поясами по барабанам. В 1727 г. или между 1736 и 1739 гг. четырёхскатная кровля была заменена, срубленными оказались завершения кокошников.
Дальнейшая история обстройки и украшения храма характерна для значительного губернского города Российской империи. В 1753 г. собор получил отдельно стоявшую юго-западнее храма трёхъярусную колокольню, позднее вошёл в ансамбль центральной площади Твери вместе с Путевым дворцом императрицы Екатерины II (1764–1766).
В 1774 г. храм заново расписали, добавлены четыре окна. В 1847 г. устроено печное отопление. В 1848–1854 гг. росписи возобновили, столбы собора оформили «под мрамор», с запада пристроили каменное крыльцо (паперть); на колокольне установили колокол (вес более 16 т), а под ним – новые часы с циферблатами на четыре стороны света (диаметр около 2 м), с золочёными цифрами и стрелками на тёмно-синем фоне. В 1903 г. над крыльцом надстроена ризница, к 1908 г. украшенная тремя большими керамическими иконами, выполненными в художественно-керамической мастерской «Гельдвейн – Ваулин» в Санкт-Петербурге.
Собор в 20 – 1-й четверти 21 вв.
В 1934 г. собор постановили уничтожить; он был обмерен московскими архитекторами-реставраторами С. С. Чижовым, Е. Б. Шереметьевой и В. Ляпуновой. Взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 г.; в 1937 г. на его месте разбит сквер со скульптурной группой в центре (изображение сидящих на скамье И. В. Сталина и В. И. Ленина; не сохранилась). В краткий период оккупации Твери гитлеровскими войсками (в октябре 1941) здесь хоронили немецких солдат; после войны кладбище уничтожили, восстановив сквер; в 1955 г. установлен памятник М. И. Калинину (скульптор С. Н. Попов; в 2014 перемещён в сквер на проспекте Калинина).
Сохранившиеся фотоматериалы и чертежи, в том числе обмерные, относящие к разному времени, а также данные археологической разведки способствовали созданию проекта реконструкции собора в формах конца 17 в. на его прежнем месте. Полные раскопки территории собора (с 2014) открыли следы фундаментов 13–18 вв. (включая колокольню). В 2015–2019 гг. проведены основные строительные работы, главы увенчаны крестами. Изразцовый фриз конца 17 в. при воссоздании не воспроизведён. С запада повторено крыльцо конца 1840-х гг. В 2020–2024 гг. проведена внутренняя отделка. В ноябре 2023 г. установлен иконостас. Постоянные богослужения начались в январе 2024 г. 12 июня в храм перенесена часть мощей святого Михаила Ярославича Тверского. 21 июля патриарх Кирилл совершил чин великого освящения собора.