Симеон (епископ Тверской)
Симео́н (ум. 2.2.1290), русский церковный деятель, епископ Полоцкий, 1-й епископ Тверской; русский святой.
На Полоцкой кафедре
В 3-й четверти 13 в. занимал Полоцкую кафедру. Данные о деятельности Симеона в Полоцке скудны и в основном сомнительны, поскольку содержатся в поздних малодостоверных источниках. Единственным бесспорным памятником, связанным с деятельностью Симеона этого времени, является «Семена епископа тферьскаго наказание» князю Константину. В 1-й редакции памятника князь назван «полоцким князем Константином Безруким» («Наставление». 2007), в Особой редакции памятника князь указан просто как «Константин», без указания прозвища и места княжения (Кучкин. 1969. С. 249–251). Как обоснованно предположил В. А. Кучкин, текст Особой редакции, возможно, был частью некоего поучения, написанного самим владыкой. Согласно анализу ряда актов, связанных с Полоцким княжеством 2-й половины 13 в., проведённому А. В. Кузьминым, речь, скорее всего, идёт не о полоцком, а о витебском князе Константине Ростиславиче Безруком (Кузьмин. 2007. С. 39–41) и, соответственно, беседа могла иметь место уже в «тверской» период деятельности Симеона, что является дополнительным аргументом в пользу мнения Кучкина о том, что этот памятник был составлен именно в «тверской» период деятельности епископа (Кучкин. 1969. С. 243–245). Правление же полоцкого князя Константина, по всей вероятности, имело место в 1240–1250-х гг. (Кузьмин А. В. Полоцкое княжество / Кузьмин А. В., Пятнов А. П. // Большая российская энциклопедия. Москва, 2014. Т. 26. С. 744; Кузьмин. 2007. С. 37–38). В тоже время «тверским» Симеон назван лишь в заглавии, которое нередко бывает самым подвижным элементом памятника и зависит от воли составителя и даже переписчика сборника. Не исключён вариант, что позднейший редактор определил владыку по его последнему месту службы.
Собственно «Наказание» представляет собой краткое повествование о беседе владыки Симеона и князя (согласно 1-й редакции, на княжеском пиру). На вопрос князя «Владыко, кде быти тивуну на ономь свете?» епископ ответил: «Кде и князю!» (Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. Санкт-Петербург, 1997. С. 394), поскольку вменял ему ответственность за душевные качества и действия тиуна. Это вполне достоверная деталь, т. к. владыки на княжеские пиры приглашались и именно на пиру публично князь мог задать такой вопрос, никак не ожидая подобного ответа. В результате эта достаточно яркая ситуация запомнилась и в конечном счёте оказалась записанной. По справедливому замечанию М. В. Корогодиной, этот текст неверно атрибутировать самому Симеону, а нужно трактовать как «исторический анекдот» (Корогодина. 2011. С. 127), поскольку во всей рукописной традиции памятника о Симеоне говорится в третьем лице.
Переезд в Тверь и деятельность на Тверской кафедре
По всей видимости, во 2-й половине 1260-х гг. Симеон покинул Полоцкую кафедру и переехал в Тверь, где возглавил учреждённую по инициативе тверского князя и великого князя владимирского Ярослава Ярославича Тверскую епархию. Хронологические рамки создания епархии укладываются в период между 1265 г., когда тверской князь получил великокняжеский стол, и не позднее 2-й половины 1270 г., в конце которого великий князь уехал в Орду. Известно, что митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II(III) и ранее поддерживал Ярослава Ярославича, а потому, можно думать, пошёл навстречу князю и одновременно полоцкому епископу, всё время находившемуся в условиях противостояния различных политических сил в борьбе за полоцкий стол. Возможно, переезд Симеона пришёлся на 1267 г., когда после гибели князя Герденя из Полоцка бежали сторонники последнего, спасаясь в стабильной и безопасной Твери, однако не исключено, что это случилось и несколько позже. Учреждение Тверской епархии стало важнейшим шагом Ярослава Ярославича, который укрепил церковно-организационную самостоятельность Твери и нашёл деятельную поддержку в этом у 1-го тверского епископа.
Впервые в источниках Симеон упоминается при описании кончины и похорон Ярослава Ярославича в 1271 г. в Симеоновской летописи. Согласно ей, «и везоша и на Тферь епископъ Семенъ и игумени» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 18. Санкт-Петербург, 1913. С. 74]. Из этого сообщения можно сделать вывод, что Симеон действовал уже как тверской епископ, поскольку он принял решение о захоронении князя в Твери, в главном тверском храме Космы и Дамиана, хотя его отец, великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, и старший брат, Александр Ярославич Невский, закончившие свою жизнь великими князьями владимирскими, были похоронены во Владимире. Это имело большое значение для Твери как теперь уже церковного центра, со своим некрополем правителей.
В то же время среди участников церковного собора 1273 г., состоявшегося по инициативе митрополита Киевского и всея Руси Кирилла II (III), он упомянут как епископ Полоцкий. Возможно, что к моменту проведения Собора 1273 г. Симеон мог быть избран (наречён), но ещё не поставлен на новую кафедру.
В 1285 г. вместе с тверским князем Михаилом Ярославичем и его матерью, великой княгиней Ксенией, заложил в Твери, на месте храма Космы и Дамиана, кафедральный Спасо-Преображенский собор – 1-й каменный храм в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия. В 1287 г. освятил «малымъ священiемъ» (ПСРЛ. Т. 18. С. 81; Т. 25. Москва, 2004. С. 156; Т. 7. Москва, 2001. С. 179; Т. 9–10. Москва, 1965. С. 167) ещё не оконченный собор, служил в нём, в то время когда строители продолжали свою работу.
В распоряжении Симеона были переданы земли Владычного двора в Твери (располагался в кремле, недалеко от княжеского дворца, на северо-восток от кафедрального собора), а также волость Олешня в Тверском княжестве (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483), находившаяся вблизи Ржевы и Зубцова, южнее последнего (Борзаковский В. С. История Тверского княжества. Санкт-Петербург, 1876. С. 29; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. Москва, 1984. С. 149–150).
Сохранился текст поучения, который приписан Симеону в рукописи тверского происхождения (определяется по выходной записи): «Слово епископа Тверьскаго Семиона» [Научно-исследовательский отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 588 (Погодинское собрание). Оп. 2. № 624 (Пролог 1521 года); Российский государственный архив древних актов. Ф. 201. № 75; Ф. 196. № 1478; Ф. 187. № 114; Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 173. № 559]. Поучение обращено к монастырской братии. При Симеоне началась летописная работа при владычной кафедре (Конявская. 2011).
Подавляющее большинство летописей, упоминающих о смерти Симеона, относят её к концу 6797 (1289/1290) мартовского года (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1. Москва, 2000. С. 247; Т. 6, вып. 1. Москва, 2000. Стб. 361; Т. 7. Москва, 2001. С. 179; Т. 15. Москва 2000. Рогожский летописец. Стб. 34; Тверская летопись. Стб. 406; Т. 23. Москва, 2004. С. 93; Т. 24. Москва, 2000. С. 105; Т. 25. Москва, 2004. С. 157; Т. 26. Москва, 2006. С. 95; Т. 27. Москва, 2007. С. 53; Т. 42. Санкт-Петербург, 2002. С. 121; Т. 43. Москва, 2004. С. 102). Исключение составляют Симеоновская летопись и Никоновская летопись, согласно которым он умер в конце 1288/1289 мартовского года (Т. 18. С. 81–82; Т. 10. С. 167).
В кратком летописном некрологе говорилось, в частности, что епископ «учителенъ и силенъ книгами» (ПСРЛ. Т. 18. С. 81–82).
Был похоронен 3 февраля 1290 г. в Спасо-Преображенском соборе Твери, «на правой странѣ посторонь столпа подле церковные стѣны» (Государственный архив Тверской области. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.).
Канонизация
Местное почитание Симеона началось, по-видимому, вскоре после его смерти. В рассказе под 1399 г. о реконструкции Спасо-Преображенского собора в перечислении тверских епископов Симеон назван блаженным и приснопамятным. Канонизация подтверждена включением его имени в Собор Тверских святых, празднование которого было возобновлено в 1979 г. В 2016 г. получил общецерковное прославление. Дни памяти: 3 февраля (ст. ст.), в Соборах Белорусских святых (3-е воскресение после Троицы), Тверских святых (1-е воскресение после 29 июня ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресение после Троицы).