Фанзин
Фанзи́н (англ. fanzine, от fan magazine – фанатский журнал; другое название зин, от англ. magazine – журнал), самодельный любительский малотиражный журнал, созданный фанатами конкретных культурных явлений (например, направления музыки, литературы, фильмов). Термин предложил автор-любитель Л. Р. Шовене в 1940 г. Фанзины появились в Америке в 1920–1930-х гг. благодаря поклонникам научной фантастики. Через фанзины фанаты распространяли собственные сюжеты по мотивам известных историй, высказывали критику и общались друг с другом. Фанзины издаются и распространяются авторами самостоятельно.
Фанзины называют зинами. Альтернативное название появилось в 1980-х гг. для обозначения более широкого спектра любительских публикаций, выходящих за рамки фанатской культуры. Зины, в отличие от фанзинов, часто создавались только одним человеком, а не группой.
У фанзинов обычно один редактор и небольшое количество авторов. Редактор контролирует содержание журнала, печать и дистрибуцию, а также отвечает за дизайн и процесс производства (печать текста на компьютере или на бумаге, наклеивание изображений, сшивание листов и т. д.). Фанзины являются частью DIY-культуры (англ. do-it-yourself – «сделай сам»), т. е. производятся вручную. За счёт этого у каждого фанзина появляется уникальная эстетика.
Фанзины делятся на большое количество субкатегорий. Например, научно-фантастические, спортивные, музыкальные, посвящённые телепрограммам, фильмам и др.
Так как фанзины создаются не с целью получения коммерческой выгоды, а из-за искренней любви к культурным явлениям, авторы и читатели часто обмениваются журналами или продают их за небольшую сумму денег.
История
В 1926 г. появился первый научно-фантастический журнал – Amazing Stories. В журнале была колонка с письмами, благодаря которой читатели стали обмениваться впечатлениями и выдвигать гипотезы о развитии истории. Это спровоцировало возникновение фанатских групп, одна из которых в 1930 г. создала первый фанзин в истории – The Comet (1930). В это же время появлялись фандомы комиксов, которые тоже начали производить фанзины. Для фанатов комиксов изготовление собственных журналов имело большое значение, потому что научная фантастика и комиксы не признавались критиками. На этом этапе сформировались основные черты фанзинов: стремление легитимировать маргинальные культурные явления, формирование и расширение сообщества поклонников, производство фанзинов как акт критики и/или политическое высказывание.
С возникновением панк-рока в 1970-х гг. поклонники, особенно из США, Великобритании и Австралии, стали активно выпускать фанзины, посвящённые этому музыкальному жанру. В них содержались рецензии на альбомы, интервью с группами, заметки о текущей политической ситуации. Панк-движение стало важной вехой для развития культуры фанзинов: эпоха панк-рок-фанзинов была расцветом фанзинов. Возникновение панк-рок-фанзинов также показало, что любительские журналы – не только медиум для транслирования маргинальных культурных ценностей, но и самостоятельные субкультуры.
Первое время фанзины в основном были распространены в США и Великобритании. В других странах были посвящены либо популярным в США и Британии культурным явлениям, либо локальным феноменам. Предшественником российских фанзинов является самиздат. Первым неподцензурным фанзином в СССР стал журнал «Гусли кота Василия» (1966), также «Гусли кота Василия: Журн. клуба [фантастов] имени Йона Тихого», в котором публиковались произведения любителей фантастики. Позже начали появляться фанзины, посвящённые другим темам: о закулисной жизни фэндома (например, «Страж-птица»), для поклонников хорроров (например, «Мэд Лэб», также «Мэд Лэб / Mad Lab: Междунар. журн. НФ и фантастики ужасов»), музыкальные (первый «Бит-Эхо» появился в 1967). Актуальным примером отечественного фанзина является «Пыльца» (Pollen fanzine), в котором публикуются переводы американской литературы 20 в., интервью, оригинальные эссе и т. д.
С развитием интернета стали появляться онлайн-фанзины, однако многие считают, что они не могут заменить печатных предшественников. Кроме того, у аудитории быстро снижается интерес к онлайн-журналам.