Пракритская литература
Пракри́тская литерату́ра, индийская словесность на пракритах; развивалась в тесной взаимосвязи с санскритской литературой, позднее – с литературой на языке апабхранша.
Древнейшие из дошедших до нас письменных памятников Индии – надписи Ашоки на нескольких вариантах архаичного пракрита (3 в. до н. э.). Эпиграфика на пракритах, создававшаяся в течение веков, обладает большой исторической и художественной ценностью. В санскритских драмах, начиная с ранних образцов, мужчины из верхних слоёв общества говорили на санскрите, а женщины и представители социальных низов – на пракритах: «Драма о Шарипутре» Ашвагхоши (предположительно 1–2 вв.), «Глиняная повозка» Шудраки (не позднее 7 в.). Существовал и особый вид драмы (саттака), где все персонажи говорили на пракритах, – «Карпураманджари» Раджашекхары (10 в.) и др.
Значительная (возможно, наибольшая по объёму) часть словесности на пракритах – канон священных текстов шветамбаров (одно из двух основных направлений в джайнизме), написанный на пракрите ардхамагадхи, и примыкающая к канону комментаторская литература. Священные тексты дигамбаров написаны на разновидности пракрита шаурасени. На пракрите сочиняли свои трактаты в стихах джайнские философы (Кунакунда и др.). Индусы (Праварасена, 4 в.) и джайны (Вимала-сури, 4–5 вв.) перелагали на пракритах «Рамаяну».
На пракрите махараштри создано множество лирических стихотворений, которые складывались в антологии. Наиболее известная из них – «Саттасаи» («Семь сотен [стихотворений]», предположительно 2–3 вв.), составление которой приписывается Хале, иногда отождествляемому с раджой из династии Сатаваханов. Вакпатираджа в поэме «Убийство раджи Гауда» (8 в.) воспел ратные и любовные подвиги своего покровителя. Написанный, согласно преданию, на пракрите пайшачи эпос Гунадхьи «Великий сказ» (начало 1-го тыс.) не сохранился, однако позднейшие авторы на санскрите, пракритах и других индийских языках пересказывали его сюжеты. Поэмы и драмы на пракритах создавались до 18 в.
См. также Палийская литература.