Экономическая блокада
Экономи́ческая блока́да (франц. bloquade, от bloquer – строить баррикады), комплекс мероприятий, направленных на изоляцию государства-правонарушителя в различных сферах экономических отношений. Наиболее строгая форма – санкции.
Устав ООН предусматривает возможность использовать экономическую блокаду как коллективное средство для восстановления мира и безопасности. Блокада вводится постановлением Совета Безопасности ООН на основании статей 39 и 41 Устава ООН. Целями экономической блокады могут быть: принуждение государства – объекта блокады изменить политический курс (против Ирака введена блокада после его вторжения в Кувейт в 1990); достижение прогресса в обеспечении принятия общепризнанных в мире моральных/этических ценностей (блокада Южно-Африканской Республики как протест против применяемой в стране системы апартеида). Введение экономической блокады отдельным государством с целью продемонстрировать негативную реакцию на действия другой страны не соответствует уставу ООН (США ввели блокаду против Бразилии, когда она приостановила ввоз в страну компьютеров из США).
Примером экономической блокады может служить начатая французским императором Наполеоном I в 1806 г. континентальная блокада в отношении Великобритании. В ходе Гражданской войны в США 1861–1865 гг. северные и южные штаты использовали экономическую блокаду в отношении друг друга. Европейские страны использовали экономическую блокаду во время 1-й и 2-й мировых войн. В частности, с 1914 по 1918 гг. страны Антанты запретили торговлю оружием и стратегически важным сырьём с Германией. В отношении Советской России западные державы ввели экономическую блокаду в 1917–1919 гг.
Различают экономическую блокаду полную (запрет всех видов экономических отношений с государством) и частичную (под запрет подпадает один или несколько видов связей, например выдача кредитов). Среди видов частичной блокады выделяют эмбарго (торговое, финансовое и технологическое), запрет на инвестирование.
Каждому виду экономической блокады присущ свой набор механизмов реализации. Страны, устанавливающие блокаду, стремятся приобрести весь товар нейтральной стороны, предназначавшийся стране – объекту блокады; могут значительно завышать закупочные цены на продукцию нейтральной страны. В случае введения инвестиционной, финансовой и технологической блокады ликвидируются (продаются или демонтируются) объекты инвестиций в стране – объекте блокады, выводятся капитал, кадровые ресурсы. Инициатор экономической блокады может принять ряд мер с целью создать дефицит ликвидности в стране – объекте блокады, финансовая блокада не позволяет государству делать какие-либо займы и брать кредиты для оплаты своего импорта. В частности, затруднено кредитование такого государства Международным валютным фондом и международными банками, его активы за рубежом замораживаются, депозиты иностранных вкладчиков выводятся со счетов в банках этого государства, возможности получить финансовую помощь и гранты закрываются. При введении технологической блокады запрещается торговля техническими приспособлениями, оборудованием, технологиями, отсутствующими в стране – объекте блокады; приостанавливаются лицензирование и обучение кадров.
С 2012 г. в отношении РФ действуют международные экономические санкции, введённые США и Европейским союзом (ЕС), одновременно затрагивающие отдельных лиц и организации (имущественные и визовые санкции). Впервые санкции были введены в связи с т. н. делом Магнитского, затем продлены и расширены после событий на Украине в марте 2014 г., а в 2016 г. – в ответ на сообщения о том, что Россия якобы поставляет ядерное оружие КНДР, Сирии и Ирану. В 2017–2019 гг. антироссийские ограничения поэтапно пролонгировались и расширялись, в том числе из-за предполагаемого вмешательства РФ в американские выборы, а также в связи с инцидентом в Керченском проливе 25 ноября 2018 г. В августе 2019 г. США введён второй пакет санкций в отношении России в связи с т. н. делом Скрипалей. Секторальные санкции коснулись финансового, энергетического и оборонного секторов российской экономики, в том числе затронули российский внешний долг.
В качестве ответной меры на санкционное давление западных стран РФ 6 августа 2014 г. объявила об ограничении импорта продовольственных товаров в отношении ЕС, США, Австралии, Норвегии и Канады. В 2015 г. список стран, подпадающих под российские контрсанкции, был расширен. Продовольственное эмбарго ежегодно продлевается.
Наконец, беспрецедентно жёсткие санкции введены США, ЕС, Великобританией, Японией, Канадой, Австралией и Республикой Корея против России в феврале и марте 2022 г. в связи с признанием Донецкой и Луганской народных республик и российской Специальной военной операцией на территории Украины. Эти санкции включают в том числе закрытие воздушного пространства стран ЕС для полётов российской авиации, отключение нескольких крупнейших российских банков от системы финансовых сообщений SWIFT, санкции против российских государственных институтов, финансовых и внешнеторговых организаций.
Так, американским финансовым институтам запрещены любые сделки с российскими рублёвыми облигациями федерального займа или валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 г. Под самые жёсткие санкции США попали российские банки ПАО «Банк ВТБ», банк «ФК Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк и акционерный коммерческий банк «Новикомбанк». Их активы и счета в долларах США заблокированы, что означает фактическую изоляцию от долларовой системы. Для карт этих пяти банков перестанут работать сервисы платежей Apple Pay и Google Pay. Против ПАО «Сбербанк России» также введены ограничения, но в более мягком варианте. Активы банка в юрисдикции США не замораживаются, а финансовым институтам были предоставлены 30 дней, чтобы закрыть любые корсчета Сбербанка и начать отклонять любые транзакции с участием банка или его «дочек». Против АО Банк «Газпромбанк», АО «Россельхозбанк», АО «Альфа-банк» и ПАО «Московский кредитный банк» применены секторальные санкции. Это подразумевает ограничения на предоставление финансирования и других операций с новыми долговыми обязательствами со сроком погашения более 14 дней, а также с размещением новых акций.
ЕС ввёл ограничения на депозиты в европейских банках для состоятельных россиян (запрет на сумму свыше 100 тыс. евро в одном банке) и российских компаний, а также запретил продажу и покупку в интересах российских клиентов – как физических, так и юридических лиц – финансовых инструментов, номинированных в евро. Одновременно европейским депозитариям запретили оказывать любые услуги российским гражданам и организациям по продаже ценных бумаг, которые будут выпущены после 12 апреля 2022 г. Решение о запрете россиянам держать вклады в британских банках на сумму, превышающую 50 тыс. фунтов стерлингов, приняла и Великобритания. США ввели санкции против Российского фонда прямых инвестиций. Секторальные санкции США на привлечение любого финансирования на срок свыше 14 дней введены против таких российских компаний, как ПАО НК «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть», «Новатэк», АЛРОСА, государственная корпорация «Ростех». Кроме того, США объявили о введении крупномасштабных санкций против РФ в сфере торговли с целью лишить такие секторы российской промышленности, как оборонно-промышленный комплекс, самолёто- и судостроение, важнейших технологических элементов. ЕС, в свою очередь, также наложил эмбарго на поставки в Россию товаров и технологий, которые используются в авиационном и космическом секторах. Также был введён запрет на страхование и техническое обслуживание товаров, связанных с этими отраслями.
Наконец, США и ЕС ввели и ограничительные меры против Банка России: они затронули использование его международных резервов. Цель этих мер – помешать российскому Центральному банку (ЦБ) противодействовать влиянию уже введённых в отношении Российской Федерации западных санкций. К ним присоединилась Япония. ЕС официально ввёл запрет на операции, связанные с управлением резервами и активами ЦБ. Ограничения также распространяются на любых юридических лиц, действующих от имени или по указанию российского мегарегулятора. Сделки с Банком России могут быть санкционированы лишь в порядке исключения, если это необходимо для обеспечения финансовой стабильности ЕС в целом или входящих в него государств. 13 марта 2022 г. министр финансов Российской Федерации А. Г. Силуанов заявил, что из-за санкций Россия лишилась доступа к 300 млрд из 640 млрд долл. США своих международных резервов, в том числе находящихся в банках стран Большой семёрки. Транзакции с российским ЦБ запретила проводить своим финансовым институтам и Канада.