Силуанов Антон Германович
Силуа́нов Анто́н Ге́рманович (род. 12.4.1963, Москва), российский государственный деятель, экономист, действительный государственный советник РФ 1-го класса (2008). Из семьи потомственных финансистов. Окончил Московский финансовый институт (1985).
Биография
После завершения учёбы поступил на работу в Министерство финансов РСФСР (в 1991–1992 Министерство экономики и финансов РСФСР – РФ, с 1992 Министерство финансов РФ). В 1987–1989 гг. проходил срочную службу в Советской армии в качестве начальника финансовой службы войсковой части, после чего вернулся в министерство. Глава Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности (1997–2003). Заместитель министра финансов А. Л. Кудрина (2003–2004, 2005–2011), директор Департамента межбюджетных отношений (2004–2005).
И. о. министра (сентябрь – декабрь 2011), министр финансов РФ (с 16 декабря 2011), одновременно занял пост председателя национального финансового совета (национального банковского совета) ЦБ РФ и вошёл в состав Совета Безопасности РФ; 1-й заместитель председателя Правительства РФ (18 мая 2018 – 21 января 2020) в кабинете Д. А. Медведева. Член президиума (с июля 2018) и заместитель председателя (2018–2020) Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.
Член попечительского совета Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»; с апреля 2012), председатель наблюдательного совета алмазодобывающей компании «Алроса» (с июля 2015), член наблюдательного совета госкорпорации «Ростех» (с марта 2020).
Член наблюдательного совета (с ноября 2011) Внешэкономбанка (с 2018 – ВЭБ.РФ), председатель наблюдательных советов Банка ВТБ (с апреля 2017) и Сбербанка (с сентября 2020). Председатель совета директоров Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (2011–2017).
Управляющий от РФ в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (с января 2012).
Полномочный представитель РФ в совете Евразийского банка развития (сентябрь 2012 – апрель 2023), управляющий от России в Новом банке развития БРИКС (с июля 2015). Представлял РФ в совете Евразийской экономической комиссии (2018–2020), национальный координатор РФ по делам Содружества Независимых Государств (2018–2020).
Заняв должность министра, поставил перед министерством задачи обеспечения долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, повышения качества формирования и исполнения бюджетов, обеспечения прозрачности и открытости государственных и муниципальных финансов, развития системы государственного и муниципального финансового контроля, финансового регулирования, выработки и реализации эффективной долговой политики, совершенствования налоговой системы, управления государственным долгом и государственными финансовыми активами, повышения эффективности оказания государственных услуг и выполнения государственных функций, развития государственно-частного партнёрства и др.
В июле 2012 г. предложил Правительству РФ внести изменения в «бюджетные правила», направленные на сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета: цена отсечения нефтегазовых доходов более не прогнозировалась, а рассчитывалась на основе статистических данных за предыдущие годы как трендовый показатель; объём расходов бюджета определялся как сумма ненефтегазовых доходов и нефтегазовых доходов в рамках расчётной цены на нефть плюс максимально возможный дефицит бюджета в размере 1 % ВВП.
Сопредседатель трёхсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений (от Правительства РФ, с 16 сентября 2013). В её состав вошли представители Министерства финансов, Министерства регионального развития, Министерства экономического развития, Министерства транспорта, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства культуры, Министерства спорта, Министерства образования и науки, Министерства сельского хозяйства, а также представители Федеральной службы государственной статистики (Росстат) и аппарата Правительства РФ, Государственной думы и Совета Федерации. Работа комиссии позволила повысить качество управления государственными и муниципальными финансами на всех уровнях бюджетной системы РФ.
В 2015 г. приостановил применение бюджетных правил для возможности гибко реагировать на ситуацию с падением цен на нефть, ослабление рубля, инфляционные процессы и экономические санкции. Новая конструкция бюджетных правил вступила в силу с 1 января 2018 г. и предусматривала установление цены отсечения на уровне 40 долл. за баррель с последующей ежегодной индексацией на 2 %. Тогда же было осуществлено объединение Резервного фонда с Фондом национального благосостояния на базе последнего.
Также в 2015 г. инициировал создание Электронного бюджета – единой системы управления государственными и муниципальными (общественными) финансами России с применением информационно-коммуникационных технологий. Благодаря системной работе был повышен уровень сбалансированности региональных и местных бюджетов; увеличен объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, с тем чтобы их рост превышал инфляцию; начали предоставляться дотации в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль; был апробирован грантовый механизм поддержки регионов, добивающихся высоких темпов роста экономики и налоговых отчислений; осуществлена консолидация субсидий для обеспечения большей самостоятельности в части направлений использования этих средств регионами.
В сентябре 2017 г. представил Правительству РФ Стратегию по повышению финансовой грамотности населения на 2017–2023 гг. Цель стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан. Для достижения этой цели предлагается принять меры, направленные на повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения с учётом развития современных технологий. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав потребителей, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка. После утверждения стратегии правительством (25 сентября 2017), осуществлял планирование мероприятий по её реализации, а также мониторинг и контроль исполнения её положений.
На посту первого заместителя председателя Правительства РФ курировал комплекс вопросов финансово-экономической политики, в том числе национальный проект по развитию малого и среднего бизнеса и поддержки предпринимательской инициативы, реализацию национальных программ в сферах развития международной кооперации и экспорта, повышения производительности труда и поддержки занятости, а также сферу госрегулирования производства и оборота алкогольной продукции. В 2018–2020 гг. возглавлял правительственные комиссии по миграционной политике, по экономическому развитию и интеграции, по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.
В 2020 г. при участии Министерства финансов принят закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определяет статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их основных понятий, в том числе криптовалюты.
Член Высшего совета партии «Единая Россия» (2012–2016).
Научная и преподавательская деятельность
Кандидат экономических наук (1994), доктор экономических наук (2012).
Декан финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ (с 2013).
Научные труды
Специалист в области бюджетной политики государства. В кандидатской диссертации «Бюджетная политика государства в условиях перехода к рыночным отношениям: на примере Российской Федерации» рассмотрел вопросы бюджетного процесса, межбюджетных отношений, порядка формирования бюджетов.
В монографии «Межбюджетные отношения в условиях развития федерализма в России» и подготовленной на её основе докторской диссертации получила развитие концепция «лабораторного федерализма», согласно которой децентрализация управления общественным сектором стимулирует инновации. Рассмотрел позитивные и негативные факторы, влияющие на разработку инновационных программ субъектами РФ. Представил классификацию блочных трансфертов (бюджетные средства, выделяемые на общие направления без учёта конкретных статей расходов). Выявил основные направления использования инструментов межбюджетных отношений для проецирования национальной антикризисной политики на субнациональный уровень. Результаты исследования, систематизированные в рамках теории бюджетного федерализма, использованы в работе органов государственной власти РФ в рамках совершенствования механизма регулирования межбюджетных отношений.
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й (2011) и 3-й (2013) степени.