Металл (рок-музыка)
Мета́лл (мéтал, англ. metal), вид рок-музыки.
Слово «metal» (особенно в словосочетании «heavy metal») использовалось в начале 1970-х гг. в США по отношению к британскому хард-року. В 1975–1977 гг. «металл» приобрёл самостоятельное значение как комплекс музыкально-стилевых особенностей и внемузыкальных компонентов (семантика текстов, сценический и бытовой имидж музыкантов и т. п.). Специфическими стилевыми чертами обладают разновидности металла: наиболее ранние – хеви-металл и дум-металл, а также прогрессив-металл, дэт-металл и др.
Для всех разновидностей металла характерны: преимущественное использование разнообразных вариантов перегруженного звучания гитар (фузз, овердрайв, дисторшн), частое применение пониженного строя гитар (иногда также бас-гитар), использование ударной установки с расширенным составом барабанов низкого регистра и тарелок, усиление роли ритм-секции; использование в вокале крайних регистров (включая фальцет) и специфических приёмов (скриминг, гроулинг).
Главная тенденция в развитии металла – утяжеление саунда; её суть обобщена во фразе из американского документального фильма «Путешествие металлиста» («Metal headbanger’s journey», режиссёры С. Данн, С. Макфадьен, Дж. Уайз, 2005): «Каждый стремится быть агрессивнее, тяжелее и страшнее своих предшественников». Именно благодаря этой специфике и слушатели, и исполнители выделяют металл в самостоятельный вид рок-музыки. В развитии металла отмечаются и другие тенденции, свидетельствующие о влиянии поп-музыки (некоторые направления и разновидности альтернативного рока), панк-рока (грайндкор, отчасти трэш-металл), стремление к эстетизму и художественному самосовершенствованию (прогрессив-металл). В ряде случаев разные стилевые тенденции смешиваются (пауэр-металл, дум-металл, фолк-металл, готик-металл, техно-дэт).
Названия некоторых разновидностей металла указывают на его тембровые особенности, изначально для него нехарактерные (симфо-металл, индастриал-металл), иногда они и вовсе имеют индивидуальную природу («оперный» металл группы Nightwish, солирующая виолончель в композициях группы Apocalyptica). Для других разновидностей характерны приверженность традициям разных стран и народов (фолк-металл, викинг-металл, ориентальный металл), метроритмические особенности (мат-металл). В глэм-металле, дэт-металле, готик-металле, лав-металле обращает на себя внимание социальная тематика. Названия некоторых разновидностей указывают на обращение к религиозной (христианский металл) и антихристианской тематике (блэк-металл, паган-металл).
Для металла в целом характерны темы протеста против слепой веры в декларируемые правила и положения, против лицемерия политиков, религиозных деятелей и социальных институтов. Проявление социальной позиции в металле иногда принимает демонстративный характер (особенно характерно для трэш-металла). В содержательном плане для металла характерны размышления о духовных ценностях человека, индивидуальности и месте человека в обществе; повествования о событиях неопределённого далёкого прошлого, путешествиях во времени; образы тьмы и ночи, альтернативной реальности (например, реинкарнация и отождествление себя с животными). Эти образы почти всегда воплощены с предельной эмоциональной обнажённостью, причём стихия действия преобладает над предметностью, изобразительным началом.
Само слово «металл» связано не только с представлением о «тяжести» саунда, но и ассоциируется с внемузыкальными атрибутами в имидже поклонников металла: применением металлических предметов в одежде, часто в сочетании с кожаной одеждой и джинсами (развитие имиджа хард-рока). Для эмблем (логотипы и др.) характерны стилизованные шрифты, в том числе подражающие готическому письму. Встречаются случаи объединения разных имиджевых деталей, вплоть до внутренне противоречивых.
Начиная с 1980-х гг. металл получил распространение и в других странах, помимо Великобритании, в первую очередь в США, Германии, Швеции, Норвегии и Финляндии. В некоторых странах Азии и Африки металл законодательно запрещён. В России имел массовую популярность в эпоху перестройки и первые постсоветские годы, при этом был слабоотделим от других видов и стилевых направлений рока.
Среди известных представителей металла: Accept, Black Sabbath, Deep Purple, Def Leppard, Iron Maiden, Judas Priest, King Diamond, Led Zeppelin, Manowar, Megadeth, Mercyful Fate, Metallica, Mötley Crüe, Motörhead, Queensrÿche, Slayer, W. A. S. P., Тони Айомми, Ингви Мальмстин. Значительным явлением российского металла стала группа «Ария», среди менее известных групп: «Чёрный обелиск», «Валькирия», End Zone, Hieronymus Bosch, Rest in Pain.