Дюруфле Морис
Дюруфле́ Мори́с (Морис Дюрюфле; Maurice Duruflé) (11.1.1902, Лувье, департамент Эр – 16.6.1986, Лувесьен, департамент Ивелин; похоронен в Менербе, департамент Воклюз), французский композитор, органист и педагог.
Получил начальное образование в школе-интернате Святого Еводия при кафедральном соборе Руана. В 1920–1928 гг. учился в Парижской консерватории у Э. Жигу (орган) и П. Дюка (композиция), брал частные уроки игры на органе у Ш. Турнемира и Л. Вьерна.
С 1926 г. органист собора Нотр-Дам в Лувье, в 1930–1975 гг. титулярный органист церкви Сент-Этьен-дю-Мон в Париже. Орган в Сент-Этьен-дю-Мон включал 3 мануала и педаль (ныне насчитывает 4 мануала и педаль, диспозиция существенно расширена). На момент начала работы Дюруфле диспозиция инструмента была следующей:
I Positif
Montre 8'
Bourdon 8'
Flûte harmonique 8'
Prestant 4'
Nasard 2 2/3'
Doublette 2'
Tierce 1 3/5'
Fourniture III
Cymbale III
Trompette 8'
Cromorne 8'
Basson 8'
II Grand Orgue
Montre 16'
Bourdon 16'
Montre 8'
Flûte harmonique 8'
Gambe 8'
Prestant 4'
Dulciane 4'
Doublette 2'
Fourniture III
Cymbale III
Cornet V
Bombarde 16'
Trompette 8'
Clairon 4'
III Récit expressif
Flûte traversière 8'
Bourdon 8'
Gambe 8'
Voix Céleste 8'
Viola 4'
Flûte octaviante 4'
Octavin 2'
Trompette 8'
Hautbois 8'
Voix humaine 8'
Tremolo
Pédale
Flûte 16'
Flûte 8'
Bombarde 16'
Trompette 8'
Clairon 4'
II/I, III/I, III/II, I/P
В 1942–1970 гг. профессор Парижской консерватории (орган и гармония). Среди многочисленных учеников его органного класса: М.-К. Ален, Д. Рот, Пьер Кошро (1924–1984), Филипп Лефевр (род. 1949).
В 1975 г. М. Дюруфле и его вторая супруга, известная органистка Мари-Мадлен Дюруфле (1921–1999), стали жертвами автомобильной катастрофы. Композитор так и не смог полностью оправиться от серьёзных последствий несчастного случая. Лишь несколько сольных концертов, данных им в период 1977–1979 гг., и хоровое сочинение «Notre Pére» для хора a cappella ор. 14 (1977) – вот творческий результат последних 11 лет его жизни.
М. Дюруфле получил мировую известность как концертирующий органист. Гастролировал в странах Западной Европы; вместе с М.-М. Дюруфле неоднократно выступал в США, Канаде, странах Африки (Марокко, Тунис) и в СССР (1965, 1970). Был первым исполнителем многих сочинений Ш. Турнемира, Симфонии № 6 Л. Вьерна, Концерта для органа с оркестром Ф. Пуленка (выступил автором регистровых указаний в партии органа).
Как исполнитель М. Дюруфле продолжал традиции своих непосредственных предшественников, оставаясь в стороне от популярного в 1-й половине века движения Orgelbewegung. По воспоминаниям коллег и учеников, в 1950–1960-е гг., когда в области исторического исполнительства уже заявили о себе Г. Леонхардт и Т. Копман, интерпретации Дюруфле казались слишком консервативными. В частности, он отрицал принятую ныне при исполнении французской барочной музыки манеру игры инегаль, всегда отвечая: «Если бы композитор хотел, чтобы это звучало так, он так бы и написал» (цит. по: Abbing. 2002. S. 406).
М. Дюруфле – автор органной и хоровой музыки. Количество оригинальных сочинений невелико, поскольку композитор был очень требователен к себе. На протяжении жизни он неоднократно возвращался к своим произведениям, редактируя и перерабатывая их.
Жанры органной музыки М. Дюруфле указывают на его приверженность традициям прошлого в целом, совпадая с современными ему тенденциями неоклассицизма. Среди его органных сочинений: Скерцо ор. 2 (1926), Прелюдия, адажио и хоральные вариации на тему гимна «Veni Creator» ор. 4 (1930), Сюита ор. 5 (1933), Прелюдия и фуга на имя «Ален» ор. 7 («Prélude et fugue sur le nom d'Alain», 1942, посвящена памяти Ж. Алена), Фуга на тему карильона собора в Суассоне ор. 12 (1962). Дюруфле принадлежат многочисленные обработки и переложения сочинений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Т. Альбинони, музыки его учителей Ш. Турнемира и Л. Вьерна. Композитор расшифровал и издал 3 импровизации Вьерна и 5 импровизаций Турнемира, сохранившихся в аудиозаписи.
Хоровое творчество М. Дюруфле ограничивается богослужебными жанрами (реквием, месса, мотет и др.). Наиболее значительные образцы: Реквием ор. 9 для хора, симфонического оркестра и органа (1947), Месса «Cum Jubilo» op. 11 для хора баритонов и оркестра (1966).
Композиторский стиль М. Дюруфле сочетает особенности музыкального языка григорианского хорала с импрессионистскими чертами. Эта парадоксальная, на первый взгляд, комбинация имеет глубокие гармонические основания. Функциональная изолированность аккордов (например, трезвучий с секстой, больших мажорных септаккордов, малых минорных септаккордов, нонаккордов), присущая импрессионизму, органично сочетается с модальной природой григорианики, в отличие от классической тональности. В мелодике связь с импрессионизмом выразилась в причудливых орнаментальных «арабесках», свойственных, в частности, музыке К. Дебюсси. Дюруфле принадлежат интересные находки в области органной регистровки, усиливающие сонорность тех или иных созвучий.
Кавалер орденов Почётного легиона (1954) и Искусств и литературы (1958).